I. Организационный момент. Универсальные учебные действия (УУД) (умение учиться)
Универсальные учебные действия (УУД) (умение учиться).
Предметные УУД: активно овладевает необходимыми приемами работы с красками, кистью, умениями применять цвет для достижения своего замысла; рисует, ориентируясь на всю плоскость альбомного листа; изображает солнышко, используя выразительные свойства художественного материала.
Регулятивные УУД: оценивает результат своего труда.
Познавательные УУД: понимает значение и роль изобразительного искусства в жизни каждого человека и общества.
Личностные УУД: стремится к повышению культуры речевого общения, овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом; старается применить по назначению приобретенные художественные способности.
Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации – другого ученика и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.
Звучит песня «Улыбайся, солнышко!» (слова школьника Володи Кузнецова, музыка С. Стемпневского).
Я очень люблю рисовать
Деревья, и птиц, и зверят.
Мне нравится думать, мечтать
О будущей жизни ребят.
Улыбайся, солнышко, нам почаще!
Улыбайся, солнышко, нам на счастье!
Под музыку учащиеся входят в класс. На доске развешаны ученические творческие работы.
II. Предмет «Изобразительное искусство». Постановка и формулирование учебной задачи.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.
– Ребята, вы уже освоились в школе, у вас прошли первые уроки. Сегодня вы познакомитесь с новым школьным предметом. Посмотрите на оформление кабинета. Может, кто-то из вас уже догадался, как называется новый предмет? Верно, это «Изобразительное искусство».
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроках изобразительного искусства? (Ответы детей.)
– Послушайте еще раз первый куплет песни, под которую вы вошли в класс. О чем поет мальчик? (Он очень любит рисовать.)
– Какими словами из песни мы могли бы обозначить тему нашего урока? (Ответы детей.)
– Все ли согласны с предложенным названием темы? Какие будут еще предложения? (Ответы детей.)
– Тема нашего первого урока созвучна словам песенки: «Все дети любят рисовать».
III. «Давайте познакомимся с учебником». Введение в тему.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД: умение работать с учебной книгой – рассмотреть обложку, титульный лист и содержание; прочитать название учебника (фамилию автора и заглавие); познакомиться с аппаратом ориентировки; определить учебную задачу изучения данного раздела; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять на практике методы информационного поиска.
Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.
Эвристическая беседа.
– А вы любите рисовать?
– Посмотрите, сколько детских рисунков на доске! Как вы думаете, дети, нарисовавшие их, любят рисовать?
– У вас есть свои рисунки?
– Что вы любите рисовать?
– На уроках изобразительного искусства мы с вами будем рисовать, лепить, выполнять аппликации, учиться изображать все то интересное, что сможем увидеть вокруг, придумать, нафантазировать. У вас будут помощники: учебник и различные художественные принадлежности для уроков изобразительного искусства.
Давайте познакомимся с учебником. Откройте его. Что вы видите на 3-й странице?
– Чем заняты дети? (Дети рисуют.)
– Да, это их коллективная работа. Посмотрите, как дружно они работают. Все довольны, у всех хорошее настроение. Сейчас я прочитаю обращение авторов учебника к вам, ученикам. (Читает.)
– Переверните страницу учебника. На этих страницах напечатано содержание. Познакомьтесь с названиями тем, над которыми мы с вами будем работать. (Читает темы.)
– Что нарисовано на следующей странице? (Портрет.)
– Обратите внимание: девочка широко открытыми глазами пытливо всматривается во все окружающее. Прочитайте название раздела. («Ты учишься изображать».)
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или игровой ситуации с различными субъектами образовательного процесса – одноклассниками, учителями, партнерами по общению.
– Как вы понимаете предложение: «Изображая мир, люди учатся его понимать»?
– Мир, который нас окружает, легче понять через собственные рисунки и зрительные образы. Давайте рассмотрим рисунки детей на с. 8–9.
Познавательные УУД: осуществляет поиск и выделение необходимой информации; применяет методы информационного поиска.
– Что на них изображено? Что больше всего привлекло внимание юных художников?
– Чем рисовали дети?
– Какие цветы они использовали?
– Посмотрите, какие яркие рисунки. Ребята рисовали все то, что нас окружает: природу, птиц, животных, людей. У вас есть любимые рисунки, похожие на эти?
– Прежде чем мы начнем рисовать, я предлагаю вам отгадать загадку и узнать тему, на которую вы будете рисовать.
Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Гадай, гадай, угадывай,
Загадочку разгадывай:
Был у нашей мамы
Золотой клубочек,
Мать его бросала.
Целый день катился
Он над облаками,
Целый день катился
Он по небосводу.
А под вечер падал
Посредине моря –
Голубое море
Золотом сверкало.
– Что это, кто догадался?
Отгадка:
Посидел, подумал,
Отгадал сыночек:
– Знаю, знаю, солнце –
Золотой клубочек!
Ян Райнис
– Конечно же, это солнце. И сегодня вы будете рисовать солнышко.
Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на движения учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Дети выполняют те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за учителем слова.
Солнце глянуло в кроватку, Руки на поясе,
Раз, два, три, четыре, пять. наклоны в сторону.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать. Выполнение приседаний.
Руки вытянуть пошире –
Раз, два, три, четыре, пять. Руки в стороны.
Наклониться – три, четыре –
И на месте поскакать. Прыжки на месте.
На носок, потом на пятку – Поочередно левую и правую
Все мы делаем зарядку. ногу ставят на носок
и на пятку.
IV. «Изображая мир, люди учатся его понимать». Творческая практическая деятельность учащихся.
Регулятивные УУД: самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, придумывает название своему рисунку, планирует способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивает результат своего труда; спонтанное самовыражение в процессе творческой деятельности.
Предметные УУД: демонстрирует умение пользоваться образным языком изобразительного искусства: цветом, композицией, формой.
– Заранее смочите акварельные краски водой при помощи кисточки. Отгадайте загадку.
Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Золотое яблочко
По небу катается,
С утра улыбается.
А улыбки-лучи
Очень горячи.
– Что это? (Солнышко.)
– Каким вы представляете солнышко? Как об этом говорилось
в загадках? (Золотой клубочек, яблочко.)
– Солнце может быть очень разным и по цвету, и по настроению. И сейчас мы в этом убедимся. Давайте посмотрим слайды, на которых мы увидим, каким бывает солнышко в природе, каким его изображают дети на своих рисунках и профессиональные художники на картинах. (Мультимедийная презентация.)
Коммуникативные УУД: умение рассуждать о многообразии и художественных особенностях произведений, изображающих солнце.
– Ребята, вы увидели, как можно нарисовать солнышко. Сколько художников – столько же и вариантов изображений. Каждый художник представляет и изображает по-своему.
Каждый из вас – тоже художник. Нарисуйте свое большое радостное солнце таким, каким вы его себе представляете, используя всю поверхность альбомного листа.
Личностные УУД: развитие основ самоорганизации – организация творческого пространства ученика (с каких первоначальных действий художник приступает к процессу творчества).
– Аккуратно разложите на столе все, что вам понадобится для работы: акварельные краски, которые вы заранее смочили водой, баночку с водой, кисточку, сухую тряпочку, альбом. Тряпочка нужна для вытирания кисточки.
Учащиеся самостоятельно рисуют солнце.
Личностные УУД: проявляет эстетическое просветленное чувство наслаждения красотой рисунка; демонстрирует в рисунке признаки (еще не совсем уверенные) авторского стиля.
Предметные УУД: демонстрирует умение использовать образный язык изобразительного искусства (цвет, линию, композицию) для осуществления своего творческого замысла.
V. «Мир, который нас окружает, легче понять через собственные рисунки и зрительные образы». Рефлексия.
1. Выставка работ учащихся.
Регулятивные УУД: оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось, а при необходимости вносит изменения в рисунок.
Коммуникативные УУД: умение рассуждать о художественных особенностях детских рисунков, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
– Полюбуйтесь, какие разные солнышки у вас получились! Найдите среди рисунков самое веселое, самое ласковое солнышко.
– Чье солнышко вам больше всего понравилось?
2. Обобщение материала. Рефлексия.
– О каком новом школьном предмете вы узнали сегодня?
– Чем мы будем заниматься на уроках изобразительного искусства?
– Молодцы! Вы хорошо работали сегодня на уроке.
3. Уборка рабочего места.
Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; проявляет организованность, дисциплинированность на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы.
Регулятивные УУД: сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.
Урок 2
изображения всюду вокруг нас
(урок-игра)
Образовательные ресурсы:
· зрительный ряд: керамические изделия с различными изображениями, иллюстрированные книги, шкатулки, открытки и др.; мультимедийная презентация, подготовленная учителем самостоятельно;
· художественные материалы: гуашь, кисти;
· литературный ряд: стихи, загадки.
План урока
1. Беседа «В жизни нас окружают всевозможные изображения. Они встречаются нам везде: дома, на улице, в школе».
2. Знакомство с братьями-мастерами, которые помогают нам рисовать, лепить, конструировать.
3. Мастер Изображения – это художник, который передает в своих произведениях то, что видит вокруг.
Цели: познакомить с видами художественной деятельности; учить видеть и изображать; познакомить с правилами работы на уроке и материалами для уроков изобразительного искусства.
Задачи художественного развития учащихся:
· формирование навыков работы красками (гуашь, акварель);
· развитие способности к творческому самовыражению;
· развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте.
Методы и формы обучения:объяснительно-иллюстративный;фронтальная и индивидуальная, творческая мастерская.
УУД (умение учиться).
Регулятивные: создавая рисунок, использовать выразительные свойства художественного материала; уметь самостоятельно поставить цель предстоящей творческой работы, обдумать замысел, выбрать необходимый художественный материал; уметь оценивать результат своего труда.
Познавательные: освоение первичных знаний о мире пластических искусств; понимание значения и роли Мастера Изображения, Мастера Украшения, Мастера Постройки в изобразительном искусстве.
Личностные: формирование навыков работы красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению; осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе признания своего «Я» как гражданина России.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Сценарий урока