Педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями в развитии — предмет, цель, задачи
Дети с комплексными нарушениями развития поступают в различные специальные учреждения, что обусловливает значительные проблемы с определением содержания педагогической работы. Обучение таких детей, ориентированное на ведущее наруше-
ние, не может обеспечить в достаточной мере всесторонность и полноту развития детей с множественным сочетанием первичных отклонений.
Педагогическая помощь предусматривает воздействие на выявленные у ребенка, имеющего комплексное нарушение развития, как первичные, так и вторичные расстройства и реализуется с позиций социально-педагогической деятельности, которая определяется как «непрерывный педагогический целесообразно орга-I низованный процесс социального воспитания с учетом специфи-; ки развития личности человека с особыми потребностями на раз-(ных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи»1.
Обратим внимание на терминологический статус словосочетания «педагогическая помощь». Согласно словарю С.И.Ожегова, «педагогическая» значит соответствующая требованиям педагогики — науки о воспитании и обучении; «помощь» — это содействие кому-нибудь, приносящее облегчение в чем-нибудь; «содействие» — деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить, помочь, поддержать в какой-либо деятельности. Соответственно «педагогическая помощь» означает особый педагогический процесс, обеспечивающий индивидуальное развитие ребенка. Педагогическую деятельность мы рассматриваем как один из видов социально значимого воздействия, направленного на организацию условий для становления личности ребенка через создание и передачу образов (эталонов) умений, норм социального поведения в процессе взаимодействия между ним и педагогом. Особенности такого взаимодействия в данном случае определяются разнообразием нарушений, проявляющихся в многообразном сочетании, и реализуются специальными средствами коррекции и компенсации, направленными на устранение/смягчение этих нарушений.
Педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития — область практического применения специальной педагогики, предусматривающая повышение социальной компетенции ребенка, т.е. его воспитание и обучение, которые осуществляются в рамках единого педагогического процесса при использовании специальных мер воздействия, направленных на формирование умений и навыков социального поведения.
По определению О. Шпека, педагогическую помощь даже глубоко умственно отсталым детям «следует рассматривать не как исключительно акцию, т. е. как прямое вмешательство, а как пред-
1 Аксенова Л.И. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями // Социальная педагогика / под ред. Н.М.Назаровой. — М., 2001.-С. 196.
ложение к совместному бытию, причем на больших отрезках существования»' (выделено автором. — М.Ж.).
В контексте данного определения мы усматриваем именно то общее, что обозначает главную позицию педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии, — это жизненно ориентированный подход при согласованной деятельности педагога и ребенка.
Предмет педагогической помощи — теория и практика специального образования, которые включают в себя изучение своеобразия развития и обучения человека, имеющего комплексный дефект, особенностей его становления и социализации как личности, нахождение наиболее результативных путей, способов, средств и условий, которые могли бы обеспечить коррекцию физических или психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и его образование для социальной адаптации в обществе.
Цель педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития заключается в том, чтобы создать условия для появления у ребенка опыта конструктивного преодоления или разрешения имеющихся у него проблем и через процесс воспитания и обучения содействовать его адаптации к социальной среде.
Можно ли говорить о «безусловности» достижения этой цели в отношении детей со сложными нарушениями развития? Наверное, такое не реально. Объясняется это прежде всего феноменологическими качествами, которыми наделен каждый ребенок, имеющий множественные нарушения, глубиной и тяжестью отклонений, его потенциальными возможностями и наличием других многообразных факторов реальной действительности. Задача педагога — выбрать соответствующую тактику помощи и моделировать свои действия таким образом, чтобы максимально приблизить ребенка к обозначенной цели, а именно подготовить его к жизни: сформировать умение обустраивать свой быт, помочь в овладении какой-либо доступной и посильной профессией и т.д.
В соответствии с Государственными образовательными стандартами общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (1999), обучение детей с комплексными (сложными) нарушениями развития осуществляется дифференцированно. В этом документе указывается, что среди неслышащих детей, обучающихся в обычных классах по типовым программам школы для глухих, не могут находиться дети с дополнительными нарушениями в психофизическом развитии (с первичными нарушениями движений, зрения, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и др.). По существующему положению для детей
1 Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание. — М, 2003. - С. 296.
со сложными нарушениями организуются вспомогательные классы (классы для детей с ЗПР, классы для слепоглухих и др.). Такие I дети занимаются в условиях уменьшенной наполняемости, по | особым программам и требуют сугубо индивидуального подхода. \ В специальные группы выделяются также слабослышащие дети, ', которые имеют сочетание двух первичных дефектов — тугоухости и умственной отсталости, тугоухости и ЗПР. При совпадении медицинского диагноза и педагогического заключения умственно отсталые слабослышащие дети зачисляются во вспомогательные классы при школах для слабослышащих. Незрячие и слабовидящие дети с ЗПР и умственной отсталостью обучаются в специальных классах, которые комплектуются на основании заключения ПМПК.
Дети с ДЦП, имеющие умственную отсталость различной степени тяжести, в наибольшей степени нуждаются в разработке разноуровневых программ и в применении различных организационных форм обучения. Особое внимание уделяется предметам кор-рекционного цикла. Дети с ДЦП, имеющие нарушения слуха и зрения разной степени выраженности, также требуют создания различных организационных форм обучения (специальные отделения, классы, группы при школах, интернатах), специальных учебных планов и программ.
Для детей, имеющих сложный дефект (например, слабослышащих, слабовидящих с ЗПР, умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата) и одновременно страдающих алалией, ринолалией, дизартрией тяжелой степени, обусловливающими глубокое недоразвитие речи, при наличии соответствующих специалистов, технических условий и медицинского заключения организуется обучение по индивидуальным программам с полной или частичной интеграцией ребенка в ученический коллектив. Степень интеграции, ее формы и продолжительность определяются врачом, психологом, учителем-логопедом, дефектологом и методическим советом школы.
Методологическая концепция развития детей с комплексными нарушениями строится на стыке различных научных областей — психологии, специальной педагогики, ряда дисциплин медицинского блока, социальной педагогики. Педагогическая помощь детям, являясь составной частью единого педагогического процесса, имеет тесную взаимосвязь с общей педагогикой, которая определяет цели, задачи, формы, методы обучения и воспитания. В то же время, используя весь научный арсенал общей педагогики, в процесс оказания педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития вносятся существенные методические поправки, модернизируются технологии содержания обучения в соответствии с природой и характером выявленных нарушений, разрабатываются новые и совершенствуются уже имеющиеся приемы и методы коррекционного воздействия, име-
ющиеся в отраслях специальной педагогики — тифлопедагогике, сурдопедагогике, олигофренопедагогике и логопедии.
Знания основ общей и специальной психологии, которые раскрывают природу дефекта, закономерности психического развития ребенка, способствуют организации дифференцированного обучения и индивидуального воспитания детей с комплексными нарушениями развития. Поскольку структуру сложного нарушения составляют органические поражения ЦНС, нарушения сенсорной сферы и определяют различные генетические факторы, то в процессе образования таких детей необходимо знание закономерностей различных областей медицины (невропатологии, анатомии и физиологии человека раннего возраста, психопатологии, психиатрии, генетики, офтальмологии, фониатрии, оториноларингологии, сурдологии, педиатрии, ортопедии и др.). Неизбежна и тесная взаимосвязь с социальными науками, которые охватывают абсолютно все уровни жизненных проявлений становления и развития человека.
По отношению к общей системе специального образования коррекционно-педагогическое образование детей с комплексными нарушениями развития является интегрированной подсистемой, обладающей определенным своеобразием: целостностью и единством составляющих ее элементов, многомодульностью, которая, в свою очередь, отличается вариативностью.
В настоящее время система коррекционной помощи детям с комплексными нарушениями находится в стадии развития. Тем не менее она может и должна реализовываться в специальных коррек-ционных учреждениях, опираясь на различные программы, имеющиеся и разрабатываемые методические и нормативные материалы и поддержку органов руководства образованием разных уровней.
Научное направление, ориентированное на обучение детей с комплексными нарушениями развития, предусматривает решение следующих основных проблем:
- всестороннее психолого-педагогическое и клиническое изучение детей с комплексными нарушениями развития;
- выяснение типологии нарушений анализаторных функций и отклонений психического и физического развития;
- выявление и изучение объективных закономерностей воспитания и обучения детей с комплексными нарушениями развития;
- теоретическое обоснование и разработка системы комплексного специально организованного процесса обучения и воспитания;
- уточнение научных основ содержания обучения (программ, учебных планов), принципов и методов обучения.
Особое внимание следует уделять созданию специальных технических средств, способствующих расширению компенсаторных возможностей детей.
Своеобразие сложных нарушений, в которых сочетаются дефекты зрения, слуха, интеллектуальная недостаточность, нарушения опорно-двигательной системы, речевые расстройства, требует научного обоснования процесса дифференцированного обучения и воспитания. Всестороннее изучение особенностей развития детей с такими нарушениями призвано содействовать уточнению категорий выделения детей и определения их в особые группы, классы, а также установлению адекватных и действенных путей коррекционно-педагогической работы с ними.