Формы подведения итогов реализации программы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике «Введение в физику»
для 7-9 классов, II базового варианта.
на 2012-2017 г.
Санкт-Петербург
2012-2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Введение в физику» имеет естественнонаучную направленность, общекультурный уровень освоения.
Новизнадополнительной образовательной программы предполагает:
· новые методики преподавания.
Актуальность программы базируется:
· на потенциале образовательного учреждения;
· на анализе социальных проблем;
· на анализе педагогического опыта.
Педагогическая целесообразностьпрограммы в прагматичности, тесной связи с основными процессами обучения, получения первичных знаний и умений, всестороннего развития учащихся, воспитания и их социализации.
Цель: Формирование знаний о природе, её фундаментальных законах и естественнонаучной основе мироздания.
Задачи.
Обучающие:
· познакомить учащихся с основными понятиями и законами физики;
· углубить и расширить знания о многообразии объектов и явлений природы;
· представить возможность учащимся заниматься исследовательской (опытной) деятельностью.
Развивающие:
· способствовать развитию познавательных интересов и творческих способностей;
· развивать слуховое восприятие и речевой аппарат учащихся, пополнять разговорный и тематический словарь, формировать правильное произношение и речь.
Воспитательные:
· формировать ценностное отношение к природе и природным ресурсам;
· способствовать развитию умений работать в группе;
· развивать коммуникативные навыки общения.
Отличительные особенности программы.
Представленная дополнительная образовательная программа составлена на основе Рабочей программы по физике, составленной на базе «Рабочих программ по физике», Е.Н. Тихонова, «Физика 7-9 классы», Москва, «Дрофа»,2012 год, где отражено содержание общего образования и Требования к результатам обучения, представленных в Стандартах основного Общего образования.
При составлении программы, аналоги подобных программ не использовались.
Программа предназначена для предварительного ознакомления учащихся с естественнонаучной основой мироздания перед основным изучением предмета «Физика».
Возраст учащихся.
Возраст: для учащихся 7- 8 классов.
Наполняемость учебной группы определяется уставом образовательного учреждения. Состав группы формируется из учащихся одного возраста.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
1 год обучения, 70 часов.
Формы и режим занятий.
Форма организации занятия - групповая.
Занятия групп проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, т.е. 2 часа в неделю. 70 часов в год.
Используются следующие формы занятий: беседа, рассказ, викторина, игра, конкурс, эксперимент, опыт, лабораторное занятие.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Ожидаемые результаты по образовательному, развивающему и воспитательному компонентам должны бытьопределены следующими способами: педагогическим наблюдением, педагогическим анализом результатов опросов, выполнением зачетных заданий, участия в викторинах, конкурсах.
Ожидаемые результаты по образовательному компоненту:
· ознакомление учащихся с основными понятиями и законами физики;
· углубление знаний о многообразии объектов и явлений природы;
· приобретение навыков практической направленности.
Ожидаемые результаты по развивающему компоненту программы :
· Наличие познавательных интересов и творческих способностей;
· Развитие слухового восприятия и речевого аппарата учащихся, разговорного и тематического словаря, сформированность правильного произношения и речи.
Ожидаемые результаты по воспитательному компоненту программы:
· сформированность ценностного отношения к природе и природным ресурсам;
· развитие умений работать в группе;
· развитие коммуникативных навыков общения.
Способы определения результативности:
· Педагогическое наблюдение;
· Контрольные задания и тесты (в виде игры).
Формы подведения итогов реализации программы.
Для подведения итогов избираются следующие формы: викторина, игра, конкурс, лабораторное занятие.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Темы | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
Вводное занятие | - | |||
ВВЕДЕНИЕ.Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты Физические величины. Измерение физических величин. Физика и техника. Лабораторная работа №1: «Измерение температуры». Лабораторная работа №2: «Цена деления». | 6 час | 4 час | 1час 1час | |
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА Строение вещества. Молекулы. Викторина:Первоначальные сведения вещества. | 8 ч | 7час | 1час | |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ. Механическое движение. Скорость.Расчет пути и времени движения.Масса тела. Плотность веществ. Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.Силаупругости. Закон Гука.Вес тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 3: «Измерение массы тела на весах». Лабораторная работа №4: Измерение объема тела», Лабораторная работа № 5: «Определение плотности твердого тела» Игра «Крестики – Нолики» по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества». Викторинапо темам «Вес тела», « Графическое изображение сил», «Силы», « Равнодействующая сил». Игра по теме «Взаимодействие тел». | 27час | 24часа | 3часа | |
ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ. Давление. Единицы давления Способы изменения давления. Давление в жидкости и газе. Давление газа. Закон Паскаля. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Архимеда. Плавание тел. Лабораторная работа №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». Лабораторная работа №9: «Выяснение условий плавания тела в жидкости». Плавание судов. Воздухоплавание. | 25 час | 20 час | 5 час | |
Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание» | 1час | |||
Игра по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 1час | |||
Повторение, решение задач, демонстрация презентаций. | 1час | |||
Всего часов | ||||
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Введение
Физика- наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Экспериментальный и теоретический методы изучения природы. Измерение физических единиц. Международная система единиц. Погрешности измерений. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.
Словарь: Аристотель, М.В.Ломоносов; явления; механические; магнитные; тепловые; звуковые; световые; законы; материя; вещество; наблюдения; опыт; гипотеза; единица; цена деления; погрешность; точность; Г.Галилей; Ю.А.Гагарин.