Проектировочная деятельность воспитателя как потребность
Всем воспитателям хорошо известна мысль Макаренко о «программе человеческой личности и коллектива», и его теория и практика, «перспектив завтрашней радости» - - «близкой, средней и дальней». К сожалению, мысли эти не стали потребностью современного педагога-практика.
Тем не менее одной из функций школьного педагога (воспитателя в любом статусе) является проектировочная деятельность, которая предполагает определение цели, задач, содержания педагогического процесса, замысла его протекания. Все это отражается в проекте - плане воспитательной работы. План — это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных (детей, педагогов, других взрослых).
ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Таким образом, планирование воспитательной работы — это педагогическое моделирование деятельности воспитателя, которое основано на целом ряде обязательно реализуемых принципов:
§ целеустремленность, систематичность (воспитательный процесс как система);
§ конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели);
§ оптимистичность (наилучший вариант организации, жизнедеятельности);
§ диалогичностъ (учет мнения всех, взаимодействие);
§ индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для самоактуализации);
§ научность (в основе научное понимание процесса воспитания, всех его компонентов);
§ непрерывность, преемственность и последовательность;
§ разнообразие содержания, форм и методов;
§ оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;
§ единство педагогического руководства и активности воспитанников;
§ реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;
§ связь внутриклассной работы с работой школы и вне ее;
§ гибкость плана.
ЗАЧЕМ НУЖЕН ПЛАН
Планирование позволяет классному руководителю:
§ четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;
§ предварительно изучить классный коллектив, отдельных учащихся, состояние учебно-воспитательного процесса в классе, окружающие условия;
§ целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные формы воспитательной работы;
§ проектировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и личности каждого учащегося;
§ и, что немаловажно, видеть перспективы своего собственного самосовершенствования — общечеловеческого и педагогического. Все это приводит к чувству глубокого удовлетворения и учащихся, и педагогов.
ОШИБКИ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ
Наиболее распространенные ошибки при планировании работы, допускаемые в практике классных руководителей:
§ отсутствие четко определенной цели, конкретных стратегических задач воспитания, основанных на глубоко научном знании детей и сложившейся психолого-педагогической ситуации;
§ традиционное ожидание указаний, рекомендаций, предписаний, конкретных разработок «мероприятий» свыше и, как следствие, безынициативность классного руководителя;
§ примитивизм планирования (план-отписка, содержащий какой-то, часто случайный, перечень дел);
§ неумение (а порой невидение необходимости) привлечения детей к планированию;
§ неконкретность и неопределенность спланированных дел, которые приводят к незаинтересованности как детей, так и педагога (типа: «провести диспут», «работать над нравственным воспитанием детей», «устроить «огонек» или «поход по местам боевой славы», и т.п.).
КАК СОЗДАЕТСЯ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Что же предшествует планированию воспитательной работы воспитателя, классного руководителя?
Во-первых, ознакомление с государственными документами, определяющими задачи школы и воспитания на современном этапе; изучение инструктивно-методических материалов министерства образования и местных органов управления образованием; изучение психолого-педагогической и методической литературы по актуальным проблемам воспитания и по методике и технике планирования воспитательной работы. Во-вторых, определенные цели и задачи на основе возраста детей, уровня развития классного коллектива, условий воспитания (возможностей города или села, конкретного региона, специфики школы, возможностей педагогического коллектива школы и близлежащих учебно-воспитательных учреждений...), личностного потенциала самого классного руководителя (!). К примеру, в условиях Москвы может быть сформулирована такая цель: «Стимулирование духовного развития старшеклассников (9-И-и класс) через приобщение к большой культуре». На основании цели — определенная группа стратегических задач:
1. Организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности учащихся.
2. Стимулирование здорового образа жизни, выработка собственной программы оздоровления.
3. Приобщение учащихся к культуре.
4. Оказание помощи старшеклассникам в профессиональной ориентации и самоопределении, в процессе самоподготовки к избранной профессии.
5. Создание и развитие ученического коллектива, организация и стимулирование деятельности классного со-управления и самоуправления.
6. Воспитание культуры общения, создание опыта культурного проведения досуга в свободно выбранных видах деятельности и общения.
Могут быть и другие задачи.
В-третьих, ознакомление с перспективным планом воспитания школы, отдельных детских и взрослых объединений; изучение опыта лучших классных руководителей; обсуждение перспективных дел с педагогами, работающими с классом, с родителями, работниками учреждений дополнительного образования...
В-четвертых, планированию воспитательной работы должно предшествовать изучение детей и классного коллектива.
В-пятых, привлечение учащихся к планированию. В самых разный формах: классный час «Перспективы нашей жизни» (предложение — «продажа идей» классным руководителем; рассказ о наиболее интересных делах, которые можно провести; письменных опрос учащихся...), ящик или конверт предложений, опросник, «мозговой штурм», идеи и предложения.
В практике школ накоплен интересный опыт использования ролевых, деятельностных игр при планировании воспитательной работы и анализе хода выполнения плана. Например, игры: «Лидер» (Л.Н. Григорьева), «Мы -коллектив? Мы — коллектив... Мы — коллектив!» (М.Г. Казакина), «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин) (СНОСКА: Эти и другие игры описаны в кн.: Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000. Гл. 3)и др.
В-шестых, изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года, выбор наиболее интересных и полезных для воспитания учащихся дат.
В-седьмых, выявление необходимых для углубленного изучения всех учебных предметов экскурсий, посещений музеев, выставок, просмотров спектаклей, предметных недель и т.д.
Могут быть добавлены еще дела, обусловленные профилем школы и класса. Из всего этого и составляется перечень основных дел на четверть, полугодие, год. Они-то и будут положены в основу перспективного плана. Все эти предварительные наметки обсуждаются и принимаются (либо не принимаются) на общем собрании коллектива класса.
ВИДЫ ПЛАНОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В современной школе используются, как правило, такие виды планов:
1. Общешкольный, план классного руководителя, план любого другого объединения детей и взрослых (кружка, секции, клуба, детской общественной организации, методобъединения классных руководителей и учителей-предметников, групп продленного дня и т.д.)
2. Перспективный, календарный и перспективно-календарный.
3. План на учебный год, на четверть, на месяц, на неделю.
4. План работы школы, класса, клуба, группы детей и взрослых по какому-либо направлению, специальной программе, по реализации определенных задач и решению актуальных проблем школы.
5. План воспитательного мероприятия (общешкольного, классного, группового).
6. План работы по развитию индивидуальности учащихся (А.С. Макаренко: «программа человеческой личности»). Общешкольный план воспитательной работы, как правило, включает в себя:
§ анализ результатов воспитательной работы за предыдущий период времени;
§ цель, стратегические и тактические задачи на будущее;
§ научно-методическую тему исследовательской работы педагогического коллектива;
§ инструктивную и научно-методическую работу с педагогами;
§ общешкольные дела (коллективная творческая деятельность);
§ работу с научными кадрами, постоянными и временными творческим группами педагогов и детей;
§ работу с различными ученическими объединениями, творческими союзами, советами дел, лидерами ученического самоуправления и т.п.;
§ совместную деятельность с учреждениями культуры, науки, образования, здравоохранения, правовыми органами, общественными организациями и т.д.;
§ работу по традиционным и инновационным направлениям;
§ вопросы, выносимые на педагогические советы, совещания при директоре, административные и педагогические консилиумы, родительские и ученические собрания и т.п.;
§ деятельность в рамках принятых воспитательных программ и проектов;
§ перечень возможных дел в классных коллективах, творческих объединениях, клубах, объединениях дополнительного образования (рекомендуемая система классных часов, тематика экскурсий, поездок, встреч, репертуар театральных постановок и т.д.).
ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЯ
Структура перспективного плана классного руководителя может быть примерно такой.
1. Анализ результатов воспитания за предыдущий период времени (год, четверть, месяц...).
2. Цель и задачи (стратегические).
3. Краткая характеристика класса (количественный состав и качественная характеристика состава учащихся и родителей; уровень развития коллектива; актив и его работоспособность; лидеры: краткая характеристика; не формальные группы и их особенности; традиции, коллективные привычки; учащиеся, требующие особого внимания, и т.д.).
4. Организация жизнедеятельности детей:
а) работа по созданию и развитию воспитывающей среды (ученического коллектива, работа с малым педагогическим коллективом, взаимодействие с внешкольными детскими учреждениями, работа с семьями учащихся, создание воспитывающей предметной среды);
б) организация коллективной творческой деятельности детей;
в) дифференцированная работа с группами учащихся; реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию;
г) стимулирование здорового образа жизни педагога и воспитанников как основа воспитания;
д) выполнение обязательных функциональных обязанностей воспитателя, классного руководителя (ведение личных дел учащихся, классного журнала, ученических дневников, написание характеристик, справок и т.д.).
5. Методическая работа воспитателя с классом, группой:
а) изучение учащихся, классного коллектива и учебно-воспитательного процесса;
б) работа с малым педагогическим коллективом;
в) научно-методическая работа классного руководителя, воспитателя.
6. Предполагаемые результаты, их анализ и внедрение в практику дальнейшей воспитательной работы.
ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
В современной школе возможны и имеют место разные системы планирования воспитательной работы школы и класса (группы). Это зависит от того основания, по которому определяются содержание и структура плана. Приведем некоторые примеры.
Если классный руководитель строит свою воспитательную работу на основе системно-ролевого подхода, то в плане могу быть такие разделы (ВТ. Кабуш): «Я и общество», «Я и природа», «Я и моя школа», «Я и моя семья», «Я и мое Я».
Для наиболее целенаправленной работы по поддержке самопознания и самостроительства личности ребенка О.С.Газман и его коллеги предложили педагогам разрабатывать целевые программы: «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье».
В школе-гимназии № 1504 г. Москвы (директор Н.А. Шарай) схема планирования такова: срок; цель; ключевые дела; необходимая деятельность в компонентах воспитательной системы: уроки, классные дела, дела объединений дополнительного образования, семьи учащихся, освоенная среда микрорайона, города; средства массовых информации.
ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН-СЕТКА
В практике нашей работы родилась и была апробирована идея перспективно-календарного планирования, в которой могут быть реализованы достоинства и перспективного, и календарного планов.
Мы рекомендуем в тетради классного руководителя отвести специальный раздел «Планирование воспитательной работы», в котором есть специальные странички:
§ Цель воспитательной работы с классом на год, стратегические и тактические задачи;
§ Результаты изучения классного коллектива и отдельных учащихся (обработанные анкеты, тесты, различные опросники, ролевые игры, фиксация участия детей в делах класса и школы, интересы и склонности, занятия вне школы, предположения по плану работы и т.д.);
§ Главный раздел — это сам ПЛАН, который имеет такой вид (см. с. 382).
Методические основы работы с конспективно-календарным планом:
§ На план отводится 10 страниц — по количеству месяцев учебного года (подрезанные страницы, параметры планирования пишутся один раз).
§ Все дела, запланированные классным руководителем, вписываются в перспективный календарь-сетку. Причем, отдаленные во времени дела можно писать карандашом (возможность перенесения или непроведения). Дела, которые являются прерогативой детского актива, выделяются цветом, таким образом видны деятельность детей и методическая работа учителя.
§ В работе с таким планом отпадает необходимость составления и написания отчета (экономия времени педагога!): в самом плане другим цветом отмечается выполнение дел, невыполненные дела либо переносятся, либо зачеркиваются, если их проведение в дальнейшем нецелесообразно. В конце года проводится педагогический анализ.
Таким образом, достоинства перспективно-календарного планирования можно выразить очень кратко: сочетание идей и достоинств перспективного и календарного плана, динамизм и изменчивость, возможность творчества педагога и детей, план-потребность, а не план-«отпис-ка», наглядность хода учебно-воспитательного процесса, значительная экономия времени классного руководителя... Воспитание при этом становится процессом легким, приятным и управляемым.
Вопросы для самопроверки и размышления
1. В чем заключается проектировочная (прогностическая) функция педагога-воспитателя? Как она способствует повышению эффективности воспитания?
2. Какие теоретические основы (идеи, концепции) необходимо положить в основу планирования воспитательной работы, чтобы воспитание было успешным?
3. Что предшествует планированию воспитательной работы? Попробуйте предложить свои идеи.
4. Виды планов воспитательной работы, их обоснованность и эффективность. Предложите, если возможно, альтернативные модели планов.
Рекомендуемая литература
1. Байбародова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1998.
2. Ильина Т.В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. Ярославль, 1995.
3. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999. Гл. V.
4. Караковский В.А, Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991.
5. Корортов В.М. Педагогическое проектирование // Кн. Введение в педагогику. М., 1999.
6. Маленкова Л.И. Зачем классному руководителю план воспитательной работы // Народное образование. 1998. № 9—10.
7. Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000.
8. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. М., 2001. Ч. 5.
9. 385
0. Советы педагогу-воспитателю / Сост. Л Л. Байкова и др. Рязань, 1998.
11. Стефановская Т.А. Педагогика: Наука и искусство. М., 1998. Раздел «Проектировочная деятельность».
12. Шили на З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М., 1997.
13. Щуркова Н.Е. Программа и план // Кн. Классное руководство: теория, методика, технология. М., 1999.