Понятие об образовательной программе, о типах образовательных программ

Образовательная программа — это:

  • документ, в котором фиксируется и логически, аргументированно представляется цель учебного процесса, тематический, учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательное учреждения;
  • нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата;
  • индивидуальный образовательный маршрут учащегося при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантиро­ванным этой программой;
  • совокупность учебных, досуговых и других программ, отве­чающих образовательным потребностям ребенка, направленных на его самореализацию, достижение им определенного уровня образованности, гармонического развития и адаптации в соци­альной среде;
  • организационно-управленческое знание, позволяющее ре­ализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достиже­нию учащимися с различными образовательными потребностя­ми и возможностями установленного стандарта образования.

В переводе с греческого слово «программа» означает «распо­ряжение, объявление». В Законе «Об образовании» нет прямого определения образовательной программы, но им устанавлива­ются место и значение ее в системе образования. Образователь­ная программа определяет уровень документа об образовании, или уровень образованности личности. Компетенция и ответствен­ность образовательного учреждения, управление и регламента­ция его деятельности устанавливаются в зависимости от показа­телей образовательной программы.

Содержание образовательного процесса в учреждении разде­ляется на учебные курсы, дисциплины и годы обучения по ним, обеспеченные в обязательном порядке учебными планами и про­граммами курсов.

Таким образом, образовательная программа — это тот норма­тивно-управленческий документ, который вместе с Уставом слу­жит основанием для лицензирования, сертификации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения платных об­разовательных услуг в соответствии с потребностями и интереса­ми детей и родителей.

Существует несколько типов образовательных программ:

  • примерные образовательные программы разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов;
  • основные и дополнительные программы в структуре обще­го и профессионального образования бывают определенного уровня направленности содержания образования;
  • дополнительные образовательные программы, как програм­мы различной направленности, реализуются:

1. в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами оп­ределяющих их статус основных образовательных программ;

2. в образовательных учреждениях дополнительного образования;

3. посредством индивидуальной образовательной деятельности.

Содержание деятельности образовательного учреждения в ос­новном определяется педагогами с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органа­ми управления образованием, а также авторских программ, утвер­жденных педагогическим или методическим советом учреждения.

Появление инновационных и альтернативных школ, признание государством права на эксперимент в образовании стали серьез­ными факторами поддержки педагогического творчества.

Право на авторскую программу имеют все педагогические ра­ботники. Содержание, характер и особенности организации пре­вращают это право сначала в потребность, а затем в осознанную необходимость. Педагоги имеют право самостоятельного выбора, могут использовать для своей деятельности примерные образо­вательные программы разных уровней и направленности общего образования или могут разработать новую программу, в соответ­ствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями. Это может быть предметная учебная программа одной тематической направленности или комплексная интегрированная программа, сочетающая разные тематические направления, образовательные области или области деятельности.

Большое распространение сегодня получили модифицированные образовательные программы, в которых сохраняются основные параметры содержания предметных программ, но изменяются средства, методики, способы, формы реализации цели и за­дач, что не требует от педагога большого творческого напряжения.

Традиционно содержание образования рассматривают как зна­ния, умения, навыки, представленные в виде определенного ко­нечного набора учебных предметов, входящих в учебный план.

Образовательные программы разнообразны и составляют в каж­дом конкретном учреждении уникальную иерархическую струк­туру и определенный тип связи (модульный, комплексного объе­динения, интеграции, автономности) между отдельными ее сту­пенями.

Наши рекомендации