Факторы, агенты и средства социализации
Факторами мы будем называть условия, более или менее влияющие на развитие личности.
Процесс социализации происходит под действием множества факторов профессор А.В. Мудрик объединяет их в 4 группы.
Мегафакторы – (мега – очень большой, всеобщий) космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Макрофакторы – (макро – большой) страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредованно двумя другими группами факторов).
Мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) – условия социализации больших групп людей, выделяемых, например, по типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок), по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют и прямо, и опосредованно через 4-ю группу факторов.
Микрофакторы – это факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют (семья, соседи, группы сверстников, работники образовательных и воспитательных учреждений, с которыми человек входит в контакт.
Реализация действий этих факторов осуществляется по таким каналам социализации:
1) канал стихийной, неуправляемой и неучитываемой социализации, происходящей в процессе естественного взаимодействия человека с окружающей средой (комплексное действие всех средовых факторов).
2) канал, представляющий относительно-направляемое со стороны государства (общества) влияние на те или иные группы людей с помощью социально-политических решений (макро- и мезофакторы);
3) канал воспитания, т. е. целенаправленной и социально-контролируемой деятельности по созданию условий для развития человека (в основном организованные влияния макрофакторов);
4) канал самовоспитания, саморазвития – деятельность человека как субъекта, проявляющего социальную активность и самореализующегося в обществе.
Организация (направление, управление, контроль) действия этих каналов социализации обеспечение их эффективного функционирования в интересах личности, общества и государства является целью специфической социальной деятельности – социального воспитания.
Агенты социализации
- По отношению к детям и подросткам: родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя.
- В молодости: супруг, супруга, коллеги по работе.
Средства социализации
Способы вскармливания ребенка и ухода за ним. Формируемые бытовые и гигиенические умения. Окружающие человека продукты материальной культуры. Элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур).
Стиль и содержание общения.
Методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных организациях.
Приобщение человека к типам и видам отношений в общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельности, спорте, в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.
Средства социализации очень разнообразны и их выбор зависит от социального строя, от возраста и т. д. (начиная от колыбельных песен до общепринятых методов наказания и поощрения).
Способы и средства социализации призваны приводить поведение человека в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.
Механизмы социализации
Выделим несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и использовать в процессе воспитания человека на всех возрастных этапах.
I. К психологическим и социально-психологическим механизмам социализации можно отнести следующие:
1. Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.
Происходит преимущественно в младенческом возрасте? Однако может наблюдаться и на более поздних возрастных этапах – запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.).
2. Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
3. Подражание – следование какому-либо примеру, образцу.
Подражание в данном случае – один из путей – непроизвольного, реже - произвольного усвоения человеком социального опыта.
4. Идентификация – отождествление – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другими человеком, группой, образцом.
5. Рефлексия – внутренний диалог, когда человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные семье, обществу сверстников, значимым лицам и др.
Рефлексия может представлять внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др.
Рефлексия помогает формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и самого себя.
II. К социально-педагогическим механизмам социализации отнесем:
1. Традиционный механизм. Стихийный, неуправляемый – усвоение норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, сложившихся в семье ближайшем окружении (соседи, приятели).
Действует этот механизм, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления и некритического восприятия господствующих стереотипов.
2. Институциональный механизм.
Действует в процессе взаимодействия человека с различными институтами общества и различными организациями (как специально созданными, так и попутно реализовывающими социализирующие функции.
В ходе взаимодействия с различными институтами и организациями, человек накапливает соответствующие знания и опыт социально одобряемого поведения, а также опыт имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполняемых социальных норм.
СМК как социальный институт влияют на социализацию человека как при помощи трансляции определенной информации, так и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач.
3. Стилизованный механизм. Действует в рамках определенной субкульуры.
Субкультура – комплекс морально-этических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Влияние субкультуры зависит от значимости ее представителей для человека.
4. Межличностный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно-значимыми для него лицами. Значимыми могут быть:
- родители, (в любом возрасте)
- уважаемый взрослый,
- друг-сверстник и. др.
Значимыми могут быть и носители субкультуры одновременно.
Влияние группы в целом и значимых лиц группы может быть неидентичным.
Литература:
1. Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений И.Н. Андреева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176с.
2. Бочарова, В.Г.Социальная педагогика [Текст]. - М., 1994.
3. Василькова, Ю.В.Социальная педагогика [Текст]: курс лекций: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова.– 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 440 с.
4. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2005.
5. Никитина, Л.Е. Социальная педагогика [Текст] / Л.Е. Никитина – М.: Академический проект, 2003..
6. Социальная педагогика[Текст]: курс лекций: учебное пособие для вузов / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
Тема 3.
Социальное воспитание: сущность, принципы, взаимодействие,
институты социального воспитания (4 часа)
План:
1. Сущность социального воспитания.
2. Принципы социального воспитания:
3. Взаимодействие в социальном воспитании.
4. Институты социального воспитания.