Агенты, средства, механизмы социализации

Агенты социализации – люди, с которыми происходит непосредственное взаимодействие. Для каждого возраста есть свои агенты социализации. У детей и подростков – родители, братья, сестры, сверстники, учителя. У юношей и молодежи – супруги, одногруппники, коллеги по работе. Роль агента меняется от степени значимости.

Средства социализации, обеспечивающие социальный контакт между личностями, личностью и группой:

1)Язык; 2)Ценности (принятые человеком); 3)Нормы (поведения); 4) Навыки и умения – образцы деятельности.

Механизмы социализации: 1) традиционный (усвоение человеком норм поведения, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения; происходит на неосознанном уровне с помощью запечатления и восприятия господствующих стереотипов); 2) институциональный (механизм представлен организованными государством и обществом институтами воспитания (школа, клубные объединения, СМИ); в процессе взаимодействия «личность-институты социализации» происходит накопление опыта, знаний и способов социально одобряемого поведения);3) стилизованный (действует в рамках определенной субкультуры); 4) межличностный (функционирует в процесее взаимодействия человека со значимыми для него лицами). Американские психологи выделяют другие механизмы: 1) имитация (копирование ребенком взрослой модели поведения); 2) идентификация (усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных); 3) стыд (переживание и разоблачение позора, связанные с реакцией других людей); 4) чувство вины (переживание, связанное с наказанием самого себя в независимости от других людей).

10.Социальнаяпериодизация.
Социализация – непрерывный процесс, который начинается с момента рождения ребенка и заканчивается со смертью человека.

Существуют различные подходы к периодизации социализации: Д.Б. Эльконин (по ведущему виду деятельности), Г.М. Андреева (по характеру отношения к деятельности), А.В. Петровский (по типам деятельностно - опосредованных отношений индивида с наиболее референтными группами), А.В. Мудрик (в соответствии с возрастной периодизацией жизни человека).

Этапы социализации (соотнесены с возрастной периодизацией жизни человека):

- младенчество (до 1 года);

- раннее детство (1-3 года);

- дошкольное детство (3-6 лет);

- младший школьный возраст (6-10 лет);

- подростковый (10-14 лет);

- ранний юношеский (14-17 лет);

- юношеский (18-23 лет);

- молодость (23-33 года);

- зрелость (34-50 лет);

- пожилой возраст (50-60 лет);

- старость (60-70 лет);

- долгожительство ( более 70 лет).

Г.М. Андреева выделяет дотрудовую, трудовую и послетрудовую стадии социализации личности.

Дотрудовая стадия – весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:1) ранняя социализация (от рождения до поступления в школу); 2) стадия обучения (включающая период юности, период обучения в школе).

Трудовая стадия – охватывает период зрелости человека, период его трудовой деятельности. На этой стадии личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его. В настоящее время существует идея непрерывности образования, в том числе образования взрослых. В этом плане прослеживается связь социальной педагогики с акмеологией(наука о закономерностях и механизмах развития человека на ступени его зрелости и наиболее при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии).

Послетрудовая стадия – социализация человека после выхода на пенсию. Эта проблема актуальна для ряда наук. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны, определенная социальная политика государства – с другой (система пенсионного обеспечения), приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место, прежде всего увеличивается его удельный вес.

Существует двоякое отношение к лицам пенсионного возраста: одни исследователи считают, что данный возраст не связан с социализацией, она к этому времени завершается (в США существует такое явление, как «эйджеизм» - негативное отношение к лицам пожилого возраста); другая позиция – социальная активность лиц пожилого возраста сохраняется, только изменяется ее тип, социальная роль (бабушки, дедушки), отказ от руководящих постов в бизнесе и политике и т.д.

Многие исследователи считают, что послетрудовая стадия не связана с социализацией, на ней скорее происходит десоциализация. Другие, напротив, считают, что в данном возрасте изменяется тип активности. Косвенным показателем того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). По мнению автора только один возраст «зрелость» (после 65 лет) может быть обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности. Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.

Рассмотрим особенности социализации и социальной адаптации человека на разных этапах его жизни.

Дошкольный возраст.

Объектом дошкольной педагогики ребенок становится с момента поступления в дошкольное учреждение. Для успешной адаптации ребенка в детском социуме необходимо:

- чтобы каждый ребенок имел игровой опыт;

- владел речью;

- придерживался гигиенических правил.

В первое полугодие жизни ребенка ощущение психологической гармоничности существования базируется на физических контактах с матерью и внеречевых отношениях. С 18 месяцев на первое место выдвигается способность к речевому общению. В этом возрасте дети овладевают навыками беглой речи, расширяется круг их общения. Ребенок подвижен, может мастерить, но работа не должна быть слишком продолжительной. Формирование личности в данном возрасте происходит в процессе общения со взрослыми, в семье, в заботе взрослых о ребенке, в посильном полезном труде.

В настоящее время происходит снижение внимания к специфическим детским потребностям со стороны взрослых (ограничение общения с ребенком, меньше совместных игр, больше самостоятельности и наказания, понять смысл которых ребенок на своем уровне развития не в состоянии).

Возможности социальной педагогики в данном возрасте незначительны. Обстановка в семье не контролируется обществом (если не нарушаются законные права детей). Обучение родителей и их отчет относительно своей воспитательной практики не предусмотрены. В связи с этим для некоторых детей практика в период адаптации в детском учреждении будет требовать элементов реабилитации: преодоление недоверчивости к взрослым, развитие коммуникативных навыков, умения играть со сверстниками и т.д.

Психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении его основных психических потребностей, которое характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов, называется депривацией.

С появлением сознания потребность в общении начинает включать аффилиативную мотивацию, ориентированную на общество сверстников. Аффилиация – присущее человеку стремление во взаимодействии с другими людьми, стремление заводить друзей.

Младший школьный возраст.

В данном возрасте ребенок входит в школьный коллектив и должен научиться подчиняться его требованиям, как и требованиям соседей, улицы, лагеря. Он может выполнять как отдельные поручения, так и серьезное дело для семьи, знает школьный распорядок. Если нарушает законы общежития, искренне раскаивается в своих поступках. У ребят пока не сформировано чувство дружбы, но ион болезненно воспринимают если товарищ, с которым они постоянно общаются, заводят нового друга. Ребенок младшего школьного возраста любит игры, ответственно относится к своей роли. Учитель для него чаще всего является авторитетом.

Дети разделяются на тех, у кого основной круг общения дома и в школе, и на тех, у кого преобладает общение на улице.

Задача социальной педагогики в этом возрасте состоит в том, чтобы побуждать в детях стремление задумываться над своим положением в коллективе и приводить его в соответствии с ожиданиями педагога и родителей.

В число дезадаптированных рискуют попасть дети, отстающие в своем индивидуальном развитии от сверстников как в области интеллекта (возможности мышления) и в области характера (сохранение инфантильных интересов).

Средний школьный возраст.

Для ребенка данного возраста (10-13 лет) авторитет родителей ослабевает, возникает критический взгляд на отношение к нему родителей, легко вызвать его раздражение, может отыгрываться за свои неудачи на младших братьях и сестрах.

Отношения между мальчиками и девочками становятся натянутыми, они держатся обособленными группами, подвергая насмешкам взаимные симпатии. Мальчики пытаются создать представление о мужественности, девочки – о женственности.

У школьников появляется известная свобода выбора коллективов, где могут реализовываться различные виды деятельности и складываются свои отношения с окружающими. Общение преобладает в приятельских группах, большинство ребят ориентировано на общение на улице.

Изменяется отношение к учителю (учитель становится объектом исследования со стороны учеников). Если раньше положительные и отрицательные факторы воздействия находились в руках педагога, то в данном возрасте источники психологического воздействия рассредоточиваются.

В число дезадаптированных подростков входят дети замкнутые, робкие, но самолюбивые, у которых коммуникативные навыки формируются позже других, а также дети, которые в начальной школе придерживались аффилиативной манеры общения и компенсировали свой инфантилизм за счет покровительства педагога.

Старший школьный возраст.

Это период между детством и зрелостью. У подростков стремительно меняется физиология, проявляется эмоциональная неуровновешенность, повышенная рефлексия.

Они часто бываютнеудовлетворенны собой, своей семьей, совей внешностью, школой, учебниками, учителями, оценками, взрослыми («они нас не понимают»), не доверяют взрослым, не признают их мнения.

Подросток открывает себя, познает себя в общении с окружающими.

Коллектив старшеклассников отличается своей позицией старшего в школе. Для него характерно ценностно ориентационное единство или расслоение на группы и союзы групп. Конфликты в этом возрасте возникают преимущественно на ценностной основе, имеют затяжной характер и ,как правило, скрыты от взрослых.

Следует учитывать неравномерность развития личности. В более молодом возрасте быстрее происходит физическое развитие, чем интеллектуальное.

Следует обозначить такое явление, как акселерация (ускорение). Это ускорение физическое, психологическое и социальное созревание.

Так, за 30 лет у юноши длина тела увеличилась на 13-15 см., а вес на 10-12 кг по сравнению с юношами 50-х годов. Причины: темп жизни, улучшение качества питания, медицинское обслуживание и т.д. но в 80-х гг. акселерация пошла на убыль.

Наши рекомендации