Понятие социализации: теории и агенты социализации

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Факторы социализации (А. Мудрик): мегафакторы - социализацию всех жителей Земли (космос, планета, мир); макрофакторы - социализация всех живущих в определенных странах (страна, этнос, общество, государство); мезофакторы - социализация больших групп людей (по местности, по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации, по принадлежности к субкультурам); микрофакторы - непосредственное влияние на конкретных людей (семья, группы сверстников, воспитательные организации, общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум). Агенты социализации – люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека и играющие важнейшую роль в том, каким он вырастает.

§Первичные агенты социализации: родители, друзья, родственники, соседи, воспитатели, тренеры, учителя и пр.

§Вторичные агенты социализации: социальные институты (армия, политические организации, СМИ, профессиональные круги и пр.)

По Фрейду,личность включает три элемента: «ид» – источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» – осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого проис­ходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости.Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познава­тельных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет.формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира), операциональная (от 2 до 7.а-различение символов,б-мысленое совершение действийв-решение абстрактных задач), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15). Орвиль Г. Брим-младший одним из первых высказал мысль о том, что социализация происходит в течение всей жизни. Он утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета»4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить своё поведение на основе этого понимания.эриксон-Доверие - недоверие (грудной возраст)Автономия - стыд и сомнение (1-2 года)Инициатива - чувство вины (3-5 лет)Трудолюбие - неполноценность (младший школьный возраст).Становление индивидуальности (идентификация) - ролевая диффузия (юность)Интимность - одиночество (начало взрослого периода)Творческая активность - застой (средний возраст)Умиротворение - отчаянье (старость)

Потребности и мотивация

Потребность - внутреннее состояние функциональной или психологической нужды или недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации. Потребность описывается с трех сторон - потребность как объективное положение дел, как субъективное ощущение и как динамическое состояние (влечение, хотение, желание). Виды потребностей: целостные и фрагментарные, реальные и придуманные, базовые и вариативные, высшие и низшие, потребности в общении, в аффилиации и др. Мотивация - внутреннее побуждение или принуждение, стимулирование к действию. Мотивацию создают мотивы, стимулы, мотиваторы. Виды мотивации: Позитивная (вера в свои силы, энтузиазм, ответственность за людей и проекты) и негативная (страх, чувство вины, недовольство собой и результатами). Внешняя (мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними обстоятельствами) и внутренняя (мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности). Мотивация извне (стимул, организация ситуации) и мотивация изнутри (управление видением ситуации, чувствами и состоянием). Мотивация реактивная (в связи с происшедшим, в связи с виной, возможностями или ошибками) и проактивная (в связи с планами на будущее). Теория Маслоу, теория инстинктов Фрейда, Мотивационная концепция Мюррея.

Методы диагностики личности

МЕТОДЫ (МЕТОДИКИ) ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Изменение даже одного из этих факторов существенно отражается на его взаимоотношениях с другими факторами и на личности в целом. С этим связано многообразие подходов к изучению личности - различные аспекты изучения личности исходят из разных концепций, они отличаются методологически соответственно тому, объектом какой науки оказывается исследование личности. В последние годы значительно возрос интерес к исследованиям личностных особенностей психически больных как в патопсихологии, так и в клинической психиатрии.

Не существует даже сколько - нибудь четкой и тем более общепринятой классификации методов, используемых для исследования личности. Нами (В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, 1978) предложена в качестве условной следующая классификация методов исследования личности: 1) наблюдение и близкие к нему методы (изучение биографий, клиническая беседа, анализ субъективного и объективного анамнеза и т. д. ); 2) специальные экспериментальные методы (моделирование определенных видов деятельности, ситуаций, некоторые аппаратурные методики и т. д. ); 3) личностные опросники и другие методы, базирующиеся на оценке и самооценке; 4) проективные методы.

Все многообразие личностных опросников может быть классифицировано в следующем виде:

По содержанию:

* опросники черт личности (измеряют выраженность черт - устойчивых личностных признаков. Один из самых известных - шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла. Под фактором понимается глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений, относительно независимая от других характеристик того же ряда. У Кеттелла факторы имеют «технические» и «бытовые» названия; каждый фактор именуется парой полярных характеристик, например, смелость - робость.)

* опросники типологические ( разрабатываются на базе определения типов личности и позволяют отнести обследуемых к тому или иному типу, отличающемуся качественно своеобразными проявлениями. Опросник Ганса Айзенка предназначен для определения типа личности в зависимости от выраженности двух независимых факторов - экстраверсии и невротизма (эмоциональной нестабильности). В различных вариантах клиентам предлагается опросный лист с набором вопросов, на кои предлагается ответить утвердительно либо отрицательно (иногда может допускаться неопределенный ответ). Часть вопросов направлена на диагностику экстраверсии, часть - невротизма)

* опросники мотивов (например, опросник А. Эдвардса);* опросники интересов (например, опросники Г. Кюдера);* опросники ценностей (например, опросник Д. Супера);* опросники установок (например, шкала Л. Терстоуна)

В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования, следует различать:

* опросники факторные, для конструирования которых используется факторный анализ (например, опросники Р. Кеттелла);

* опросники эмпирические, которые создаются на основе критериально-ключевого принципа (например, ММР1).

В.В. Никандров и В.В Новочардов предлагают следующую классификацию опросников:

1. По принципу построения:

а) опросники-анкеты;б) личностные опросники.

2. По сфере преимущественного применения:

а) узкопрофильные: клинические; профориентационные; сферы обучения; сферы менеджмента и работы с персоналом и др.б) опросники широкого применения.

3. По форме диагностируемого психического явления:

а) опросники состояний;б) опросники свойств (личностные опросники);в) комплексные опросники.

4. По принципу описания личности:

а) опросники, реализующие принцип черт:- одномерные;- многомерные.

б) типологические опросники.

5. По оцениваемой макрохарактеристике (подструктуре) личности:

а) опросники темперамента;б) опросники характера;в) опросники способностей;г) опросники направленности личности;д) опросники смешанные.

6. По форме задаваемых вопросов:

а) открытые (предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям) б) закрытые (заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос Испытуемый должен выбрать один из них Наиболее распространенным является двух- или трехальтернативный выбор ответов)

Наши рекомендации