Летняя педагогическая практика в дошкольном учреждении
ПОЯСИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Летняя практика является обязательной формой обучения, направленной на подготовку квалифицированного специалиста владеющего опытом работы организации жизни и деятельности детей в летний период. Практика проводится на базе дошкольных образовательных учреждений
Цель данной практики – изучение особенностей работы дошкольных учреждений в летний период, овладение студентами практическими умениями и навыками организации жизни и деятельности детей летом.
Задачи практики:
1. Адаптировать теоретические знания и имеющиеся навыки к работе в дошкольном учреждении в условиях летнего оздоровительного периода.
2. Знакомить с содержанием, методами и формами организации оздоровительной, воспитательной и образовательной работы с детьми в летний период.
3. Развивать и совершенствовать навыки самостоятельной организации различных видов деятельности в летний оздоровительный период.
4. Формировать опыт активного взаимодействия с педагогическим коллективом детского дошкольного учреждения и родителями.
В процессе практики студенты должны овладеть следующими профессиональными умениями:
· уметь организовать разные формы работы с детьми с учетом специфики летнего периода;
· уметь организовать разные виды деятельности детей в летний оздоровительный период;
· уметь определять содержание и проводить специальные упражнения, составляющие коррекционную работу с детьми;
· уметь устанавливать оптимальные взаимоотношения с детьми, родителями и коллегами.
Организация летней педагогической практики
Летняя педагогическая практика проводится на IV курсе в 8 семестре. Продолжительность практики – 4 недели.
Для прохождения практики студенты по согласованию с администрацией дошкольного учреждения распределяются по 2 человека в возрастную группу и выполняют весь объем работы, предусмотренный программой. Каждый студент-практикант в период практики ежедневно работает не менее 6 часов в I или II смену.
Оценка работы студента на практике
Показатели оценки | оценка |
Умение устанавливать оптимальные взаимоотношения с детьми Умение устанавливать оптимальные взаимоотношения с родителями Умение устанавливать оптимальные взаимоотношения с коллегами Выполнение функциональных обязанностей Соблюдение трудовой дисциплины Умение включать детей в различные виды деятельности Умение организовать, подготовить, провести занятие Умение организовать, подготовить, провести прогулку, экскурсию Умение организовать, подготовить, провести развлечение Руководство игровой деятельностью детей Умение организовать и провести закаливающие мероприятия |
По результатам практики студенты обязаны предоставить групповому руководителю следующие материалы:
1. Дневник педагогической практики.
2. Перспективно-тематический план работы на месяц.
3. Сценарий проведения развлечения, досуга, праздника.
4. Конспект прогулки-похода с приложением карты-схемы маршрута.
5. Материалы по работе с родителями.
6. Карта оценок.
7. Справка о прохождении практики (подпись заведующего детским дошкольным учреждением, печать)
8. Материалы анализа оздоровительной предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.
9. Отчет по практике.
Конференция по итогам практики
Общие результаты педагогической практики подводятся на итоговой конференции на факультете. Студенты выступают с сообщениями о результатах педагогической практики или о результатах проведения научного исследования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Задание 1.Активное выполнение каждым студентом обязанностей педагога дошкольного учреждения.
Цель:формировать у студентов умения выполнять функциональные обязанности педагога дошкольного учреждения в условиях летнего оздоровительного периода.
Содержание работы:
Начиная с первых дней практики, студенты выполняют обязанности воспитателя в течение рабочего дня. Проведение занятий, организация режимных моментов дня, проведение закаливающих процедур, развлечений, изготовление учебно-дидактических пособий, осуществление взаимодействия с семьей и т.д.
· Студенты работают в качестве воспитателя в 1-ю и 2-ю смену, чередуясь друг с другом.
- работа студента-практиканта осуществляется под наблюдением воспитателей группы.
- групповой руководитель составляет график работы студентов-практикантов по сменам на весь период практики и оставляет его у представителя администрации, курирующего прохождение практики в дошкольном учреждении. Нарушение графика допускается только с разрешения группового руководителя и уведомления администрации дошкольного учреждения.
- практиканты работают по самостоятельно составленным календарным планам образовательной работы. В качестве основы при написании планов студент может использовать перспективное планирование воспитателя, а также вносить изменения, дополнения по тематике и содержанию занятий, игр, прогулок, самостоятельной деятельности по согласованию с воспитателем и зам. заведующей по основным вопросам.
- студенты, работающие в одной возрастной группе, согласуют между собой основные вопросы планирования во избежание повторения тематики занятий, содержания прогулок и др.
- студент завершает написание планов за 3 дня до начала самостоятельной работы.
- планы работы заверяются групповым руководителем.
· По итогам каждого рабочего дня оформление в календарном плане графы «Анализ работы». В ней необходимо дать оценку проделанной работе; сопоставить выполненную работу с планируемой; выявить причины неудач или достижения успеха; определить и проанализировать степень продвижения детей в усвоении знаний и навыков; оценить степень усвоения материала всеми детьми группы; отметить отношение детей к содержанию проведенной работы, ее формам и методам.
Задание 2.Изучение плана работы воспитателя на летний период.
Цель:формировать у студентов представления о специфике планирования работы на летний период.
Содержание работы:
· Изучение плана работы дошкольного учреждения по подготовке и проведению летнего оздоровления детей.
· Ознакомление с режимом дня, сеткой занятий на летний период.
· Выявление особенностей планируемой работы на летний оздоровительный период.
· Реализация плана работы на летний оздоровительный период.
Задание 3.Изучение предметно-развивающей среды детского дошкольного учреждения
Цель:выявить условия, созданные в дошкольном учреждении, положительно влияющие на оздоровление детей в летний период.
Содержание:
· Изучение состояния оздоровительной предметно-развивающей среды детского дошкольного учреждения (групповая комната, участок).
· Анализ материальной базы созданной для оздоровления детей в летний период.
· Фиксация результатов анализа в дневнике практики.
Задание 4. Организация закаливающих процедур в летний период.
Цель:формировать умения проводить закаливающие процедуры в летний период.
Содержание:
· Изучение условий созданных в группе для проведения закаливающих процедур.
· Ознакомление со способом закаливания, используемым в работе с детьми данной группы.
· Организация закаливания воздушным и водным способом (ходьба босиком по росе, лужам, мытье ног перед сном и др.).
Задание 5. Организация коррекционной работы с детьми.
Цель:формировать у студентов умения проводить коррекционную работу по профилактике нарушений осанки и предупреждению плоскостопия .
Содержание:
· Подбор упражнений для коррекционной работы на тропе здоровья по профилактике нарушений осанки с детьми конкретной возрастной группы.
· Подбор упражнений для коррекционной работы на тропе здоровья по предупреждению плоскостопия с детьми конкретной возрастной группы.
· Организация и проведение коррекционной работы с детьми группы.
Задание 6. Организация прогулок, походов и экскурсий с детьми.
Цель:формировать у студентов умения планировать и проводить пешеходные походы, прогулки и экскурсии с детьми дошкольного возраста.
Содержание:
· Выбор объектов для наблюдений, которые могут стать частью маршрута.
· Выбор оптимального маршрута с учетом безопасности детей и физической нагрузки.
· Составление карт-схем маршрутов пешеходных походов.
· Разработка конспектов экскурсии
· Оформление конспекта прогулки.
Задание 7. Организация досуговой деятельности детей.
Цель:формировать у студентов умения организовать досуговую деятельность с учетом возрастных особенностей.
Содержание:
· Организация и проведение физкультурных праздников, развлечений, Дня отдыха, игр и развлечений.
· Подготовка и проведение летнего фольклорного праздника.
· Подготовка и проведение литературных викторин, игр-драматизаций.
· Изготовление вместе с детьми персонажей пальчикового, плоскостного театра и постановка спектаклей.
· Оформление конспекта. развлечения, праздника..
Задание 8. Организация деятельности детей с природными материалами.
Цель: формировать у студентов умения организовать деятельность детей с природными материалами.
Содержание:
· Изучение условий созданных на участке дошкольного учреждения для игр с природными материалами.
· Разработка тематики и содержания игр с водой, песком и другими природными материалами для детей конкретной возрастной группы.
· Подбор опытов и экспериментов с предметами неживой природы.
· Организация и проведение игр, опытов и экспериментов с водой, песком и другими природными материалами.
· Описание проведенных игр, опытов и экспериментов в дневнике практики.
Задание 9. Организация трудовой деятельности дошкольников в летний период.
Цель:формировать у студентов умения организовать труд дошкольников в природе.
Содержание:
· Организация элементарной трудовой деятельности детей в цветнике.
· Организация трудовой деятельности детей на огороде.
· Обучение детей изготовлению поделок из природного материала (кора, камешки, коряги, трава, листья и т. д.)
Задание 10. Организация изобразительной деятельности детей.
Цель:формировать у студентов умения стимулировать изобразительную деятельность детей в летний период и организовывать выставки, конкурсы детских работ.
Содержание:
· Проведение конкурсов летнего рисунка на асфальте.
· Организация выставок творческих индивидуальных и коллективных работ, выполненных с использованием различных изобразительных техник (пальцеграфия, ниткография, монотипия и др.)
Задание 11. Организация наблюдений за природными объектами в летний период.
Цель:формировать умения отбирать природные объекты для наблюдения с учетом возраста детей и сезонности.
Содержание:
· Выбор объектов живой и неживой природы для проведения наблюдений с детьми конкретной возрастной группы.
· Разработка тематики циклических наблюдений.
· Организация циклических наблюдений за объектами живой и неживой природы
Задание 12. Выполнение исследовательского задания.
Цель:формировать умения, позволяющие решать задачи научно-исследовательской деятельности в целях становления профессиональной компетентности.
Содержание работы:
· Из предложенного перечня тем исследовательских заданий выбирать одну.
Тематика исследовательских заданий
1. Использование природных факторов в физическом развитии детей.
2. Особенности закаливания детей летом.
3. Организация питания в летний период.
4. Игры на природе и с природным материалом.
5. Организация и проведение пешеходных прогулок по маршрутам.
6. Гигиенические требования к одежде детей летом.
7. Организация ходьбы босиком.
8. Что делать , если на улице дождь?
9. Работа по основам безопасности и правилам дорожного движения.
10. трудовая деятельность в дошкольном учреждении,
11. Игрушки и пособия для игр с песком и водой.
12. Детям о природе в стихах (загадках, пословицах, рассказах)
13. Работа с природным материалом.
14. Художественно-речевая деятельность в летний период.
15. Театрализованные игры для дошкольников.
16. Изобразительная деятельность детей в летний период.
17. Педагоги и родители в одной команде.
18. Другие темы по выбору студентов-практикантов.
· На протяжении всей практики, используя разные методы, студент накапливает фактический материал по данной проблеме.
· На основе сопоставления фактических данных и теоретических подходов студент разрабатывает методические рекомендации для педагога дошкольного учреждения.
· С результатами выполнения исследовательского задания студент выступает на совещании по итогам практики,
Задание 13. Просветительская работа с родителями.
Цель:формировать умения разрабатывать содержание и проводить работу с родителями по проблемам оздоровления детей в летний период
Содержание:
· Определение содержания информации для родителей.
· Оформление текста информации для родителей и обсуждение его с групповым руководителем.
· Взаимодействие с родителями, используя такие формы работы как оформление стенда, консультация, беседа, посещение на дому, составление списка литературы по проблеме здорового образа жизни и др.
Курс