Производственная (летняя педагогическая) практика

Патрушева Инга Валерьевна

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (ЛЕТНЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 44.03.01 «Педагогическое образование»,

профиля подготовки «Начальное образование», очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

Патрушева И.В. Производственная (летняя педагогическая) практика.Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 44.03.01 «Педагогическое образование», профиля подготовки «Начальное образование», очной и заочной форм обучения. – Тюмень, 2016. 18 с.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению и профилю подготовки.

Практика является обязательным разделом образовательной программы. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: Производственная (летняя педагогическая) практика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой Общей и социальной педагогики. Утверждено директором Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Емельянова И.Н., доктор пед. наук, профессор

© Тюменский государственный университет, 2016.

© Патрушева И.В., 2016.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Вид практики, способ и форма ее проведения. 6

2. Цель практики. 6

3. Задачи практики. 6

4. Место практики в структуре образовательной программы.. 6

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения данной образовательной программы.. 6

6. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики. 7

7. Место и период проведения практики. 7

8. Структура и содержание практики. 7

9. Форма промежуточной аттестации по итогам практики. 8

10. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по практике. 9

11. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике. 16

12. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики. 16

13. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем 17

14. Технические средства и материально-техническое обеспечение практики. 17

15. Методические указания для обучающихся по практике. 17

Приложения. 18

Вид практики, способ и форма ее проведения

Производственная (летняя педагогическая) практика предполагает работу студентов в должности вожатого (педагога-воспитателя, педагога-организатора) в период одной смены детского оздоровительного лагеря.

Цель практики

Цель практики– закрепление полученных психолого-педагогических знаний, профессиональных умений и навыков работы с детьми в условиях летнего лагеря; формирование профессиональной компетентности бакалавра в области организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков.

Задачи практики

Задачи практики:

1. Способствовать освоению студентами функций вожатого или педагога-организатора в летнем лагере.

2. Формировать навыки организации и проведения различных форм педагогической деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря.

3. Развивать умения планирования и анализа собственной деятельности.

4. Содействовать развитию коммуникативных и социально-личностных компетенций студентов.

4. Место практики в структуре образовательной программы

Практика в детском оздоровительном лагере является обязательной частью профессиональной подготовки студентов направления «Педагогическое образование», профиля подготовки «Начальное образование» и рассматривается как одна из важных форм связи процесса обучения в университете с будущей практической деятельностью.

Практика в летнем лагере относится к блоку учебных и производственных практик учебного плана по направлению 050100.62 «Педагогическое образование».

Методическая подготовка студентов осуществляется на лекционных, семинарских занятиях профилирующей подготовки, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту. Успешное прохождение практики обеспечивается изучением дисциплин: «Общие основы педагогики», «Возрастная психология», «Основы воспитания», «Педагогическое взаимодействие с тренингом социально-психологической компетентности» и т.д.

Таблица 1

Содержание практики

Разделы (этапы) практики Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов Трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
Подготовительный этап (до начала смены) 1) участие в установочной конференции по практике; 2) планирование собственной деятельности на период практики; 3) подбор и разработка методических материалов для прохождения практики; 4) индивидуальные консультации с преподавателем, руководителем практики от университета. - план работы студента в период практики - методические материалы для работы в лагере
Этап прохождения практики (в период смены) Виды деятельности студента, проходящего практику в качестве вожатого (педагога-воспитателя, педагога-организатора): 1) знакомство с руководством лагеря, с материально-технической базой отдыха детей; прохождение инструктажа по технике безопасности; 2) изучение нормативных документов, на которых строится работа детского лагеря; 3) организация воспитательной работы в отряде на основе инициативы и самодеятельности самих детей и в соответствии с утвержденным планом работы на смену и период; 4) формирование временного детского коллектива; создание благоприятной атмосферы для внутри отрядного общения; работа на сплочение коллектива; 5) организация и руководство художественной самодеятельностью и спортивно-оздоровительной работой в отряде; 6) руководство одним из кружков или клубом по интересам, созданным внутри отряда (если есть); 7) обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей в отряде; регулирование межличностных отношений; 8) создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей отряда. - дневник практики - программа лагеря (смены) - план-сетка смены - анализ смены - сведения об отряде - психолого-педагогическая характеристика временного детского коллектива - методические разработки воспитательных мероприятий  
Этап оформления результатов практики и подготовка отчета (после окончания смены)   1) анализ результатов практики и оформление отчетной документации; 2) подготовка презентации по итогам практики; 3) участие в итоговой конференции по практике.   16 часов - самоанализ результатов практики - характеристика работы студента в период практики - презентация результатов практики на итоговой конференции

Таблица 2

Примерная структура самоанализа результатов практики

1. Умения и навыки детей в общественной деятельности, проявившиеся в начале смены.

2. Умения, приобретенные в детском лагере за смену.

3. Уровень реализации поставленных целей и задач.

4. Пути выполнения задач: работа с активом отряда; общественно-полезные дела отряда; система постоянных и временных поручений; формы индивидуальной работы; КТД, методика общения, методика дискуссий; реализация педагогики сотрудничества, новых форм работы.

5. Творческий педагогический поиск: анализ педагогической программы, найденные оригинальные приемы воспитания, формы организации летнего отдыха детей и подростков в современных условиях.

6. Специфика работы вожатого в соответствии и особенностями детского коллектива.

7. Трудности в организации работы с детьми.

8. Какими знаниями, умениями обогатился студент в процессе подготовки и проведения практики?

9. Что дала практика для становления студента как педагога и психолога?

10. Что из программы университета особенно успешно было использовано в работе, что требуется изменить?

Примерная структура характеристики работы студента в период практики

от руководителя практики базового учреждения

В период с ____________________________ по__________________________ студент (Ф.И.О.)________________________________________________ проходил(а) практику в ________________________________________________ (название базовой организации)

За время прохождения практики студент (указать какие виды деятельности выполнялись студентом):_______________________________________________________

При прохождении практики студент проявил (умения и навыки, профессионально значимые личностные качества, мотивацию и т.п.)__________________________________

Достоинства работы студента в период практики_________________________________

Замечания по прохождению практики___________________________________________

Рекомендуемая оценка за практику_______________ (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Подпись руководителя практики от базовой организации ___________

Подпись руководителя базовой организации_____________

Печать

Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

12.1. Основная литература

1. Емельянова, И. Н. Основы воспитания: учебное пособие/ И. Н. Емельянова. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2013. - 136 с.

2. Емельянова, И. Н. Теория и методика воспитания: практикум : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. 050706.65 "Педагогика и психология"/ И. Н. Емельянова. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. - 116 с.

3. Практикум по организации летнего отдыха детей [Электронный ресурс] : электронное учебное пособие: электронное учебное пособие/ авт.-сост. Н. И. Астахова ; Алтайская гос. пед. акад., Ин-т психологии и педагогики. - Барнаул: [б. и.], 2012. - 220 с. - - Режим доступа : http://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/645040/ (дата обращения 14.08.2014).

12.2. Дополнительная литература

1. Емельянова, И. Н. Моральные дилеммы: методические материалы/ И. Н. Емельянова, К. Слепнева, А. Пантелеева. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2012. - 37 с.

2. Колупаева, Н.И. Организация педагогической практики студентов [Электронный ресурс]: методические указания к учебно-исследовательской и педагогической практике студентов Института психолого-педагогического образования / Н.И. Колупаева. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 238 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258894 (дата обращения 01.08.2014)

3. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / ред. П.И. Пидкасистый. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : ЮРАЙТ, 2011. - 502 с.

4. Подласый И.П. Педагогика: учеб. для студ. вузов / И.П. Подласый. - 2-е изд., доп. - Москва : ЮРАЙТ, 2011. - 574 с.

5. Социально-педагогические технологии организации летнего отдыха детей [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие: учебно-методическое пособие/ [П. А. Шептенко и др. ; под ред. П. А. Шептенко] ; Алтайская гос. пед. акад., Ин-т психологии и педагогики. - Барнаул: [б. и.], 2013. - 149 с.. - Библиогр.: с. 13. - Загл. из текста. - Режим доступа : http://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/852269/ (дата обращения 14.08.2014).

Интернет-ресурсы

1. http://www.informika.ru/windows/magaz – ссылки на газеты и журналы, посвященные вопросам образования (электронные версии).

2. http://www.eidos.techno.ru – электронный научно-педагогический журнал «Эйдос» (центр дистанционного образования).

3. http://www.akipkro.ru/books/innov.html – Инновации в образовании (Книжная полка АКИПКРО).

4. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал.

5. http://www.ug.ru/ – информационный сайт «Учительской газеты».

6. http://festival.1september.ru. – Фестиваль педагогических идей «1 сентября».

7. http://минобрнауки.рф/ – официальный сайт Министерства образования и науки.

13. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по практике, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

Практика предусматривает использование:

1. Иллюстративных материалов: схем, рисунков.

2. Мультимедийных презентаций, составленных при помощи программы Microsoft PowerPoint.

3. Электронных ресурсов (педагогических словарей, энциклопедий, материалов из Интернет-источников).

4. Видеоматериалов.

Приложения

Приложение 1

Образец оформления титульного листа практики

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт психологии и педагогики

Кафедра общей и социальной педагогики

ОТЧЕТ

Сведения об отряде

Название отряда _______________________________________________________________

Девиз отряда _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Совет отряда: _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ п/п Фамилия, имя воспитанника Индивидуальные особенности Увлечения Поручения в отряде
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Приложение 3

Воспитательные задачи

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Организационный период

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основной период

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключительный период

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата Деятельность вожатого (педагога-организатора) Анализ дня, выводы (что получилось, что – нет, чего достиг, причины возникших трудностей, возможные пути их преодоления)
       
   
       

Патрушева Инга Валерьевна

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (ЛЕТНЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 44.03.01 «Педагогическое образование»,

профиля подготовки «Начальное образование», очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

Патрушева И.В. Производственная (летняя педагогическая) практика.Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 44.03.01 «Педагогическое образование», профиля подготовки «Начальное образование», очной и заочной форм обучения. – Тюмень, 2016. 18 с.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению и профилю подготовки.

Практика является обязательным разделом образовательной программы. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: Производственная (летняя педагогическая) практика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой Общей и социальной педагогики. Утверждено директором Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Емельянова И.Н., доктор пед. наук, профессор

© Тюменский государственный университет, 2016.

© Патрушева И.В., 2016.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Вид практики, способ и форма ее проведения. 6

2. Цель практики. 6

3. Задачи практики. 6

4. Место практики в структуре образовательной программы.. 6

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения данной образовательной программы.. 6

6. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики. 7

7. Место и период проведения практики. 7

8. Структура и содержание практики. 7

9. Форма промежуточной аттестации по итогам практики. 8

10. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по практике. 9

11. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике. 16

12. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики. 16

13. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем 17

14. Технические средства и материально-техническое обеспечение практики. 17

15. Методические указания для обучающихся по практике. 17

Приложения. 18

Наши рекомендации