Твердых и мягких согласных звуков
План
1. Дефекты твердости и смягчения согласных звуков.
2. Методы исправления дефектов смягчения и твердости со
гласных звуков.
Методические указания и дополнительный материал
При ответе на первый пункт плана обратите внимание на то, что в произношении согласных звуков, имеющих твердую и мягкую пару, наблюдаются дефекты твердости и смягчения согласных звуков.
Большинство согласных звуков русского языка имеет парные мягкие звуки ([п] — [п'], [р] — [р'] и т.д.). Исключением являются звуки [ш], [ж], [ц], не имеющие мягких пар, и звуки [ч], [щ], [j], не имеющие твердых пар.
Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к нёбу.
Факторами, предрасполагающими к возникновению дефектов твердости и смягчения согласных звуков, могут быть:
— неправильная форма твердого нёба, когда оно оказыва
ется слишком узким и высоким;
— слабость мышц языка;
— несформированность фонематических процессов;
— снижение физического слуха.
Возможны три варианта дефектов твердости и смягчения согласных звуков:
а) замены мягких согласных звуков в речи их парными твер
дыми звуками (масо — «мясо», пат — «пять» и т.д.);
б) смягчение твердых согласных, замена их парными мяг
кими («дом» — дем, «заяц» — зяяць, «тарелка» — тярелка
и т.д.);
в) смешение твердых и мягких звуков в речи, т.е. наряду с
правильным произношением твердых и мягких согласных на
блюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.
Если первые два варианта по своей структуре относятся к фо-нетико-фонематическим дефектам, то третий вариант являет-
ся фонематическим, так как изолированно и твердые, и мягкие парные звуки артикулируются правильно.
Подготовительные упражнения для постановки мягких звуков —выгибание средней части спинки языка и ее опускание.
Отвечая на второй вопрос, перечислите и охарактеризуйте все существующие приемы исправления дефектов смягчения и твердости согласных звуков.
Прием, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляцииэтих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами {па — пя, ма — мя, фа — фя, ana — апя, ама — амя, афа — афя и т.д.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное.
Далее следует повторение за логопедом слогов с губнымии язычно-зубнымипарными мягкими согласными: па — пя, ana — апя, an — апь, та — тя, ата — атя, am — атъ, ма — мя,ама — амя и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу использовать слова с мягкими согласными.
Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь.Ребенку предлагают:
— длительно произнести гласный [и], а затем слог пи;
— при наличии смягчения несколько раз повторить тот
же слог шепотом, постепенно укорачивая [и], в резуль
тате чего может получиться отчетливое [п'], с некото
рым придыханием;
— перейти к звукосочетанию апи, которое следует про
износить вначале громко, затем шепотом и, наконец,
так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а
второй шепотом и кратко. Так можно получить соче
тание апъ;
— закрепив полученный мягкий звук [п] — [п'],можно
переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя со
гласную фонему от гласной ([п'] — [а]), а потом сли
вая их;
— затем вводить слоги и слова с другими гласными.
Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными: [м'], [ф'], [в'].
В трудных случаях рекомендуется механический способ постановки.
В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н], так как эти звуки просты по своим укладам, и, следовательно, их произношение ребенком наиболее верно. Кроме того, они произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет наиболее наглядно показать изменения в положении средней части языка при переходе звука [т] к [т'], [д] к [д'], [н] к [н'].
Предложив ребенку несколько раз произнести звук [т] или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук [т'] в изолированном виде ([т'], [т'], [т']) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что, в свою очередь, неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу.
Аналогичным путем из слога am получают слог ать. Такой способ постановки [т'] представляет собой не что иное, как выполнение первого этапа механической постановки [т'] от [т].
После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и продолжать упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука [т'] в слогах и словах.
Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д'] от [д], [н'] от [н].
Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которое целесообразно ставить в следующем порядке: [ф'], [в'], [п'], [б'], [м'], [с'], [з'], [P'], [л'].
Что касается звуков [к'], [г'], [х'], то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными [и], [э] («кирпич»,
Такая последовательность постановки смягчения была рекомендована Ф.А. Pay (Pay ФА., Pay Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению. — М., 1958).
«гиря», «хитрый», «на руке», «на ноге», «о петухе» и т.п.) и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком [и]) без труда.
После автоматизации мягких звуков на материале слов, слогов и фраз необходимо перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками.
Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем — их дифференциации с мягкими вариантами (изолированно, в слогах, словах, фразах).
Дополнительные вопросы
1. Объясните, чем отличаются характеристики твердых зву
ков от характеристики их мягких пар.
2. Расскажите, какие дефекты твердости и смягчения со
гласных звуков вы знаете; приведите примеры.
3. Будут ли отражаться недостатки твердости и смягчения
согласных звуков на состоянии письменной речи ребенка в пе
риод обучения в школе? Если вы считаете, что будут, то объяс
ните, как и почему.
4. Нужно ли при недостатках твердости и смягчения соглас
ных звуков обследовать строение и функции артикуляционно
го аппарата? Если нужно, то назовите соответствующие упраж
нения.
5. Необходимо ли при недостатках твердости и смягчения
согласных звуков обследовать состояние физического и фоне
матического слуха? Какие упражнения вы подберете для обсле
дования?
6. Вспомните причины недостатков твердости и смягчения
согласных звуков и исходя из этого сформулируйте основные
направления их коррекции. Осветите особенности подготови
тельного этапа при коррекции недостатков твердости и смяг
чения согласных звуков.
7. Какие приемы коррекции недостатков твердости и мяг
кости согласных построены на подражании (с опорой на зри
тельный, слуховой, кинестетический анализаторы)?
8. Назовите приемы коррекции недостатков твердости и
мягкости согласных, построенные на использовании механи
ческой помощи? В чем они заключаются?
Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными: [м'], [ф'], [в'].
В трудных случаях рекомендуется механический способ постановки.
В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н], так как эти звуки просты по своим укладам, и, следовательно, их произношение ребенком наиболее верно. Кроме того, они произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет наиболее наглядно показать изменения в положении средней части языка при переходе звука [т] к [т'], [д] к [д']; [н] к [н'].
Предложив ребенку несколько раз произнести звук [т] или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук [т'] в изолированном виде ([т'], [т'], [т']) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что, в свою очередь, неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу.
Аналогичным путем из слога am получают слог ать. Такой способ постановки [т'] представляет собой не что иное, как выполнение первого этапа механической постановки [т'] от [т].
После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и продолжать упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука [т'] в слогах и словах.
Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д'] от [д], [н'] от [н].
Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которое целесообразно ставить в следующем порядке: [ф'], [в'], [п'], [б'], [м'], [с'], [з'],
[p'], [л'].
Что касается звуков [к'], [г'], [х'], то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными [и], [э] («кирпич»,
Такая последовательность постановки смягчения была рекомендована Ф.А. Pay (Pay ФА., Pay Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению. — М., 1958).
«гиря», «хитрый», «на руке», «на ноге», «о петухе» и т.п.) и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком [и]) без труда.
После автоматизации мягких звуков на материале слов, слогов и фраз необходимо перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками.
Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем — их дифференциации с мягкими вариантами (изолированно, в слогах, словах, фразах).
Дополнительные вопросы
1. Объясните, чем отличаются характеристики твердых зву
ков от характеристики их мягких пар.
2. Расскажите, какие дефекты твердости и смягчения со
гласных звуков вы знаете; приведите примеры.
3. Будут ли отражаться недостатки твердости и смягчения
согласных звуков на состоянии письменной речи ребенка в пе
риод обучения в школе? Если вы считаете, что будут, то объяс
ните, как и почему.
4. Нужно ли при недостатках твердости и смягчения соглас
ных звуков обследовать строение и функции артикуляционно
го аппарата? Если нужно, то назовите соответствующие упраж
нения.
5. Необходимо ли при недостатках твердости и смягчения
согласных звуков обследовать состояние физического и фоне
матического слуха? Какие упражнения вы подберете для обсле
дования?
6. Вспомните причины недостатков твердости и смягчения
согласных звуков и исходя из этого сформулируйте основные
направления их коррекции. Осветите особенности подготови
тельного этапа при коррекции недостатков твердости и смяг
чения согласных звуков.
7. Какие приемы коррекции недостатков твердости и мяг
кости согласных построены на подражании (с опорой на зри
тельный, слуховой, кинестетический анализаторы)?
8. Назовите приемы коррекции недостатков твердости и
мягкости согласных, построенные на использовании механи
ческой помощи? В чем они заключаются?
9. Почему исправление недостатков твердости и смягчения согласных рекомендуют начинать со звуков [т], [д], [н]? 10. Перечислите основные формы работы по автоматизации и дифференциации твердых и мягких согласных звуков. 11. Ответьте на вопросы карточек программированного контроля. |
Карточка 11.1.
Не имеют мягкой пары звуки:
Карточка 11.2.
Не имеют твердой пары звуки:
Карточка 11.3.
Факторами, предрасполагающими к возникновению дефектов твердости и смягчения согласных звуков, являются:
Карточка 11.4.
Отличие в артикуляции твердого и мягкого парных звуков определяется:
Карточка 11.5.
Возможны следующие виды дефектов твердости и смягчения звуков:
1)[н];
2) [ш];
3) [х];
4) [ж];
5) [ц].
1) [ч];
2) [ж];
3) [щ];
4) [ш];
5)[й].
1) прогения;
2) слабость мышц языка;
3) короткая подъязычная связка;
4) снижение физического слуха;
5) узкое, высокое твердое нёбо.
1) работой голосовых складок;
2) наличием преграды в ротовой полости;
3) подъемом средней части языка к нёбу;
4) участием в артикуляции мягкого нёба;
5) способом образования звука.
1) замена мягких звуков их твердыми вари
антами;
2) замена одних мягких звуков другими
мягкими звуками, одинаковыми по месту, но
различными по способу образования;
3) излишнее смягчение;
4) искажение твердого звука и его мягкого
варианта (носовое, боковое, межзубное и т.п.);
5) смешение твердого и мягкого звуков в речи.
Практические задания
1. Составьте таблицу твердых и мягких звуков русского языка:
Твердые звуки | |
Мягкие звуки |
2. Нарисуйте профили артикуляции следующих звуков:
[т] - [т'], [д] - [д'], [в] - [в'], [л] - [л'], [х] - [х']. Объясните
разницу в их артикуляционных укладах, дайте характеристи
ку каждой паре звуков.
3. Заполните таблицу:
Варианты дефектов твердости и смягчения согласных звуков | Примеры | Логопедическое заключение |
4. Подготовьте сообщение о причинах, вызывающих недо
статки твердости и смягчения согласных звуков.
5. Составьте комплекс артикуляционных подготовительных
упражнений для устранения дефектов твердости и смягчения
согласных звуков.
6. Придумайте или подберите из имеющихся пособий игры
на дифференциацию твердых и мягких согласных звуков.
Рекомендуемый библиографический список
1. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —
М.,2002.
2. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.
3. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы лого
педии. — М., 1989.
4. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996.
Семинарское занятие №12
НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ