Выделите теоретическую и методическую базу, необходимую для решения задачи
Выделите ключевые понятия и теоретические положения, на основе которых будет решена задача.
Спрогнозируйте возможную реакцию на Ваши действия со стороны учащихся.
8. Обсудите возможный вариант решения поставленной задачи со своими однокурсниками. Особое внимание обратите при этом на контекст её решения.
9. Оформите окончательный вариант решения задачи на бумажном и /или электронном носителе и представьте его студенческой группе.
5. Контекст предложенной задачи в реальной жизни.
1. Если у Вас есть возможность, обратитесь к учителю, предложите свой вариант решения задачи, попросите его оценить Ваши предложения и определить, какие возможные риски Вы не учли в своем решении.
Опишите контекст реальной ситуации в конкретном классе. Решите эту задачу с учетом нового контекста (например, реального класса, охарактеризованного учителем, или, например, если предыдущий опыт изучения предмета учащимися был отрицательный).
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Определите, что нового вы узнали после изучения данного раздела?
Какие задания оказались для вас интересными и продуктивными для подготовки к профессиональной деятельности педагога?
Какие темы этого раздела побудили вас к самостоятельному поиску?
С какими трудностями вы столкнулись при изучении этого раздела?
Обсудите результаты освоения содержания этого раздела на семинаре по педагогике.
Дополнительная литература для чтения
1. Загашев И.О, Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – Спб.: Издательство "Скифия" & "Альянс-Дельта", 2003.
В книге охарактеризована система стратегий, обучающих школьников мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром. Приемы и техники обучения, предложенные авторами, вызывают интерес не только у учащихся, но и у педагогов – они делают и процесс учения, и процесс преподавания увлекательными.
2. Кларин М.Л. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: Арена, 1994.
Автор предлагает ответы не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?". Поиски средства достижения результативности привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в процесс с гарантированным результатом.
В книге представлены психолого-педагогические разработки, направленные на преобразование традиционного обучения, обобщены новые способы построения учебного процесса, технологии работы учителя.
3. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Педагогика, 1990.
В книге рассматриваются результаты дидактических исследований, анализ которых позволил автору предложить понимание основных понятий дидактики, целей обучения, содержания обучения и формирования индивидуальности человека. Полезны будущему учителю и знания о процессе самообразования учащихся, характеристики методов преподавания-учения, дидактические средства, функции и содержание школьных учебников, организационные формы обучения, проверка работы школы и оценка ее успехов.
4. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я.Лернера; Научно-исслед. ин-т общей педагогики АПН СССР. – М.: Педагогика, 1989.
Книга посвящена решению актуальных задач развития школы – необходимости совершенствования содержания обучения, понимание оснований и механизмов этого процесса всегда важно учителю. Особое внимание авторы уделяют характеристике способов повышения эффективности урока, совершенствованию методов и средств обучения. Чрезвычайно значимым в современных условиях являются предлагаемые авторами идеи реализации принципа единства обучения и воспитания, а также развития самостоятельности мышления учащихся.
5. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.,1986.
Автор рассматривает познавательную деятельность ученика как сложнейший процесс перехода учащихся от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, почерпнутых в опыте жизни и из разрозненных сведений, приобретенных от взрослых либо через средства массовой коммуникаций к системе познания. Г.И. Щукина подчеркивает, что определением активизации учебно-познавательной деятельности можно считать следующие: это процесс, направленный на усиленную деятельность учителя и ученика, на побуждение к её энергичному целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения.
Начните собирать свою профессиональную педагогическую библиотеку. Какие книги должны быть, на ваш взгляд, у педагога под рукой? Подготовьте презентацию важной, с вашей точки зрения, книги для современного педагога и периодически обсуждайте ваш выбор на семинарах по педагогике.
Раздел 6.
ОБРАЗОВАНИЕ
«Образование – одно из основных средств утверждения