Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Следует отметить, что все усилия по развитию инклюзивного образования основаны на правовой идеологии - если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты; все дети могут учиться - мы должны создать подходящие условия для их обучения; есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо. Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них, и в этом случае, образование в школе сочетается с проживанием в семье. К этому призывает и Декларация прав ребенка, принятая резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года (в частности, принцип 2 и 7), которые закрепляют право ребенка на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».[125]

В настоящее время образование происходят значительные изменения, которые представляют собой отклик систем образования на требования информационного общества, на проявления постиндустриальных тенденций в науке, культуре и обществе в целом и тесно связаны с распространением новых ценностей в образовании. Они провозглашают необходимыми условиями существования в современном мире свободу выбора, развитие и самоопределение, а также самостоятельность и ответственность самого человека в принятии решений. Именно поэтому все большее внимание уделяется созданию для обучающихся (школьников и студентов) условий ответственного выбора, самоопределения, самостоятельности в образовательном процессе. Такие условия создаются при реализации индивидуально-ориентированного образовательного процесса, о чем шла речь в разделе, посвященном процессу обучения.

Индивидуальный образовательный маршрут современного ученика может реализовываться в разных формах. В практике работы школ накоплен достаточный опыт, раскрывающий возможности традиционной классно-урочной формы обучения для построения индивидуального образовательного маршрута.

Каждая современная школа имеет развитую информационно-технологическую инфраструктуру, позволяющую конструировать открытые образовательные среды как внутри учреждения, так и за его пределами в режиме online через Интернет. Развивающееся сетевое взаимодействие между школами и социальными партнерами позволяет развивать академическую мобильность учащихся, расширяя тем самым возможности выбора для построения индивидуального образовательного маршрута.

Технологии организации образовательного процесса также обладают мощным ресурсом для разработки вариативных образовательных маршрутов. Так, например, бесклассно-курсовое обучение создает возможности выбора уровня изучения предмета (базовый или углубленный, общеобразовательный или гимназический). Такая же идея выбора лежит в основе профильного обучения, когда ученик совместно с учителями составляет для себя учебный план из предметов общеобразовательных и профильных, а также элективных курсов.

С каждым годом все популярнее становится обучение в форме экстерната, когда по запросу обучающегося (заказчика) и при возможностях школы организуется заочное обучение, при котором четко определена ответственность обучающегося-заказчика за результаты образования (в договорной форме). Обучающийся в этом случае получает задания по предмету, который выбран им для обучения в форме экстерната (или всем предметам учебного плана), определяются сроки промежуточной аттестации, может получать консультации учителя (по запросу). В установленные сроки сдает итоговую аттестацию и имеет все права на получение документов об окончании образования (аттестат).

ЗАДАНИЕ

Выявите возможности Вашего вуза для построения индивидуального образовательного маршрут. Для этого сначала, сформулируйте для себя конечную точку Вашего пути (кем Вы хотите стать по окончании Вуза). Затем, проанализируйте различные формы получения образования в Вашем вузе (что предлагается в качестве формального образования – образовательная программа, направление, модули, курсы, дисциплины; неформального образования – дополнительные курсы, программы, семинары; каковы возможности информального образования – конференции, научные общества, занятия в клубах по интересам и др).

Проанализируйте полученную из различных источников информацию (сайт университета, информационные стенды, буклеты, рекламные плакаты и др.).

Спроектируйте свой собственный маршрут.

Наши рекомендации