Закономерности и принципы обучения
Закономерности — относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития. На знании закономерностей соответствующих явлений основываются как объяснения в науке, так и научные предвидения. Закономерности процесса обучения базируются на общих закономерностях развития личности, выявленных в педагогических и психологических исследованиях.
Напомним, что основная закономерность педагогического процесса связана с возможным изменением характера взаимодействия субъектов при протяженном, достаточно длительном их контакте. Закономерность просматривается в последовательном развитии взаимодействия как переходе от воздействия, влияния взрослого, к его взаимодействию с ребенком, (учеником, воспитанником). Эта закономерность описывает возможный, наиболее позитивный и продуктивный, вариант развертывания взаимодействий субъектов в педагогическом процессе и раскрывает сущность интерактивного характера взаимодействия учителя и ученика.?
Важной закономерностью процесса обучения является взаимосвязь рационального и эмоционального в обучении. В этой связи представляется чрезвычайно актуальным сделанный еще в 70-х годах прошлого века следующий вывод Л. И. Интельсона: «Обсуждаются и содержание, и методы обучения, и предметная и умственная деятельность учащихся, и цели и результаты обучения. Только о чувствах и переживаниях ученика в ходе обучения почти ничего не говорят. А между тем учится живой человек, а не ЭВМ и для него….эмоциональные переживания являются не просто спутниками обучения, а одним из основных условий… подчеркивание эмоциональных предпосылок обучения сегодня особенно важно для нашей педагогической психологии, педагогики, методик. Эта важнейшая проблема как-то выпала из поля зрения[109]».
Процесс познания может вызывать положительные эмоции, содействующие, побуждающие, подкрепляющие познание при отсутствии утилитарных результатов. «Значение этой точки зрения для педагогики невозможно переоценить. Она ставит в центр внимания педагога как обязательное условие подкрепление научения интересом, удовлетворением, радостью – вообще активными привлекательными для учащихся переживаниями»[110]. М.А.Данилов считал, что тайна успешного обучения и умственного развития заключается в способности развивающейся личности видеть познавательную задачу и стремиться найти её решение; ключ к разгадке этой тайны можно выразить немногими словами: радость познания и творческого труда.[111] Г.И.Щукина экспериментально доказала, что эмоциональность учителя, его умение создавать на уроке положительный эмоциональный тонус является мощным стимулом формирования познавательно интереса [112].
В дидактических исследованиях найдено немало закономерностей, раскрывающих характерные особенности современного процесса обучения, которые подтверждают общий закон обучения, сформулированный в 30-годы прошлого века в работах Л.С. Выготского, буквально звучавшего так: обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой.[113].
Важной закономерностью, характеризующей современный процесс обучения, является расширение связей классического дидактического отношения учитель Þ учебный материал Þ ученики с образовательной средой школы, общества, мира, что позволяет выявить предпосылки перехода процесса обучения в образовательный процесс, ориентированный на самореализацию школьника и «снятие обучения учением» (М.Н.Данилов).
Закономерность лежит в основе принципа, как руководства к действию. Напомним, что принцип – это некая руководящая идея, основное правило построения деятельности или механизма, а закономерность – это устойчивая взаимосвязь явлений, зависимость их друг от друга.
Учитель, зная закономерности процесса обучения, имея представления о целях обучения, содержании и методах обучения, использует свои знания для организации процесса обучения, руководствуясь принципами, которые выражают идеалы и нормы, принятые в педагогике на определенном этапе общественного развития.
Итак, принципы обучения возникли из обобщения практики обучения, в них отражены объективные закономерности, типичные в явлениях учебного процесса. Принципы и закономерности не являются один раз и навсегда установленными, они могут меняться под влиянием развития общества, различных социокультурных факторов. Так, предложенные принципы природосообразности (Я.А. Коменский) и культуросообразности (Ф.А. Дистервег) оказались актуальными и сегодня, однако их содержание изменилось, стало более точным (принцип природосообразности - обучение основывается на представлениях о возможностях возраста, определяется развитием; сегодня - природосообразность дополняется социосообразностью, что связано с развитием представлений о возрасте не только как биологическом, но и как о социальном и культурно-зависимом феномене; возрастосообразность реализуется через отбор содержания, соответствующих возрасту технологий освоения учебного материала, предлагаемые задания, доступное возрасту оформление учебной литературы. Культуросообразность сегодня - обусловливает необходимость соответствия содержания образования изменяющейся культуре, отражающей общечеловеческое, национальное и индивидуальное, с целью становления культурной, гражданской и личностной идентичности ученика.
Открытие новых закономерностей приводило к формулировке новых принципов. «Развитие принципов обучения идет одновременно с развитием всего учебного процесса. В различные эпохи существования школы принципы обучения актуализируют либо одни, либо другие вопросы обучения[114]» - писала в учебнике «Педагогика школы» Г.И. Щукина в 70-е годы прошлого века.
Соотношение трактовок некоторых классических и современных принципов дидактики, характеризующих особенности процесса обучения как педагогического процесса можно представить следующим образом.