Физическое воспитание учащихся начальной школы
Цели и задачи физического воспитания. Физическое воспита* ние учащихся — одно из основных звеньев советской системы фи* зического воспитания, поскольку в школе учатся все дети нашей страны. Являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательной ра* боты школы, физическое воспитание должно сыграть видную роль в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду.
Работа по физическому воспитанию в школе отличается боль* шпм многообразием форм, которые требуют от учащихся проявле* ния самодеятельности, инициативы, организованности, что способ* ствует воспитанию у учащихся организационных навыков, актив* иости, находчивости.
Основными задачами физического воспитания учащихся в школе являются:
1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию учащихся. Эта задача является важней^ шей во всей работе по физической культуре и спорту в школе, она должна быть в центре внимания каждого учителя, всего педаго* гического коллектива.
Школьный возраст — период быстрого роста и физического развития детей. Поэтому школа должна приложить возможно больше усилий, чтобы обеспечить нормальное физическое развитие учащихся.
Именно об этом говорил в свое время М. И. Калинин.
Поставив русский язык и математику на первое место средя учебных предметов школы, М. И. Калинин сказал далее, что третьим важным предметом он считает физкультуру: «Почему же я поставил физкультуру на одну линию с русским языком и математикой? Почему я считаю ее одним из основных предметов обучения и воспитания?
В первую очередь потому, что я хочу, чтобы все вы были здоровыми советскими гражданами. Если наша школа будет выпускать людей с испорченными нервами и расстроенными желудками, нуждающихся в ежегодном лечении на курортах, то куда же это годится? Таким людям будет трудно найти счастье в жизни. Какое же может быть счастье без хорошего, крепкого здоровья? Мы должны готовить себе здоровую смену — здоровых мужчин и здоровых женщин... Я остановился на этих трех предметах только потому, что считаю их базой, которая облегчит вам усвоение всех
других предметов и даст вам возможность войти в большую
ЖИЗНЬ»1.
Задачи укрепления здоровья учащихся и закаливания их организма осуществляются прежде всего в процессе занятий физическими упражнениями. При этом больше занятий выносится на открытый воздух, а при проведении занятий в закрытом помещении создаются соответствующие гигиенические условия.
Особо важное значение имеют такие упражнения, как игры, бег, прыжки, метание, передвижение на лыжах, при занятиях которыми развиваются большие мышечные группы, укрепляются дыхательная, сердечно-сосудистая и другие системы организма.
Задачи укрепления здоровья и правильного, разностороннего развития должны решаться целым рядом других различных мероприятий, проводимых в школе: физкультурными минутками на уроках, гимнастикой до занятий, организованным проведением перемен, борьбой за чистоту школьных помещений, горячими завтраками, неустанным вниманием учителей к осанке учащихся, к их походке.
В гармоническом развитии школьников определенное значение имеет осанка. С осанкой связаны правильное положение и нормальная деятельность всех внутренних органов. Все меры, перечисленные выше, а также упражнения для осанки обеспечивают выполнение этой важной частной задачи.
Для укрепления здоровья и закаливания организма широко используются естественные факторы природы.
Выполняя задачи улучшения здоровья учащихся, школа стремится к тому, чтобы все учащиеся систематически и активно занимались физическими упражнениями.
2. Сообщение учащимся специальных знаний в области физической культуры и спорта, привитие гигиенических знаний и навыков.
Эта задача состоит в том, чтобы дать учащимся необходимые знания и области физической культуры: о пользе занятий физическими упражнениями, о соблюдении гигиенических правил, а также о правильном выполнении всех физических упражнений, предусмотренных программой. Все это имеет прямое отношение к укреплению здоровья детей, к знаниям и выполнению ими гигиенических правил и достигается совместными усилиями школы, семьи, общественности и самих детей.
Решающую роль в этом играют санитарно-гигиенический порядок во всей работе школы, в том числе и на уроках физической культуры, личный пример учителей и всех работников школы. Выполнение этой задачи достигается путем проведения в доступной форме кратковременных бесед. Такие беседы можно проводить га уроках физической культуры, во время внеклассных мероприятий, па уроках по другим предметам.
' М. И. Калинин, О воспитании и обучении. М-, Учпедгиз, 1957, стр. 169—173.
Знания о физических упражнениях и их выполнении летя получают на уроках физической культуры и на внеклассных занятиях.
Полученные знания содействуют лучшему, более сознательному отношению детей к занятиям.
3. Формирование и совершенствование у школьников двига
тельных умений и навыков, обучение новым видам движений и
двигательным действиям.
Все содержание программы по физической культуре для школ построено так, чтобы дети, систематически занимаясь на уроках физической культуры, дома, в физкультурных кружках и спортивных секциях, овладели жизненно важными двигательными навыками: ходьбой, бегом, метанием, лазаньем, равновесием, ходьбой на лыжах.
Кроме того, необходимо обучить детей различным упражнениям, не имеющим непосредственно прикладного характера. С детьми надо возможно больше играть, так как в играх раскрывается богатство разнообразных движений.
Все перечисленное способствует разностороннему физическому развитию, подготовке детей к труду.
Задача учителя состоит в том, чтобы все учащиеся систематически и активно занимались физическими упражнениями.
А. С. Макаренко говорил: «Если ваш сын с горячей страстью рвется на все футбольные матчи, знает имена всех рекордсменов и цифровые выражения всех рекордов, но сам не принимает участия ни в одном физкультурном кружке, не катается на коньках, не бегает на лыжах, не знает, что такое волейбол,— польза от такого интереса к спорту очень невелика и часто равняется вреду»1.
4. Развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты,
ловкости, выносливости и др.) в соответствии с возрастом.
Быстрота, ловкость, сила и выносливость — качества, необходимые каждому человеку. Они тесно связаны с формированием V детей двигательных навыков. Проведение физических упражнений в разном темпе, с различными усложнениями, в течение меньшего или большего отрезка времени способствует развитию зтих качеств.
5. Воспитание смелости, настойчивости, дисциплинированности,
коллективизма, чувства дружбы и товарищества, навыков куль
турного поведения, социалистического отношения к труду а об
щественной собственности.
Содействие в воспитании этих ценных моральных и волевых качеств оказывает весь процесс физического воспитания. Многие физические упражнения (прыжки в высоту и с высоты, прыжки через препятствия, равновесие, спуски на лыжах с гор), игровые
1 А. С. Макаренко. Соч., изд. 2, т. IV, М., Изд-во АПН РСФСР, 1957, стр. 426.
действия (помощь и выручка товарищей, личный риск ради успеха команды) способствуют воспитанию смелости и чувства дружбы. Преодоление трудностей при разучивании и овладении физическими упражнениями, выполнение правил в играх помогают воспитанию настойчивости, дисциплинированности. Посильное коллективное участие детей в строительстве и ремонте спортивной площадки, ремонте и поделке спортивного инвентаря, в уходе за местами занятий содействует воспитанию социалистического отношения к труду и общественной собственности, чувства коллективизма.
6. Воспитание у учащихся устойчивого интереса и привычки
к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Задана школы состоит в том, чтобы дети систематически привыкали к различным занятиям физическими упражнениями не только в школе, по и дома, чтобы эти занятия прочно вошли в быт детей й стали привычными на всю жизнь. Чтобы выполнить эту важную задачу, необходимо все занятия с детьми организовывать и проводить живо, заинтересовывая содержанием и формой преподносимого материала, эмоционально, в атмосфере большой доброжелательности со стороны руководителя занятиями, создавая самые лучшие условия для проявления дружеских взаимоотношений занимающихся.
7. Привитие учащимся организаторских навыков, подготовка
общественного физкультурного актива.
Для успешного проведения физкультурно-массовой н спортивной работы в школе, для полноценного проведения уроков физической культуры н внеклассных занятий необходима постоянная по-иощь учителю со стороны физкультурного актива учащихся. Чтобы выполнить эту задачу, учащимся поручается организация и проведение игр со своими товарищами, показ и проведение упражнении во время групповых занятий, помошь учителю по подготовке мест занятий, по руководству небольшой группой занимающихся, по судейству соревнований. Из среды учащихся выбираются физкультурные организаторы в классах, капитаны команд, старосты групп в спортивных секциях и др.
Обязательным условием подготовки физкультурного актива является посильность поручений, точное выполнение заданий, от-ветственпость перед товарищами, коллективом.
Задачи физического воспитания учащихся решаются во взаимном сочетании. Они могут быть успешно выполнены только при воздействии всей системы физического воспитания на детей школьного возраста.
Для этого требуется дружная совместная работа всего коллектива работников школы и использование всех средств и форм организации занятий физическими упражнениями, которые могут быть применены в школе.
Средства физического воспитания в школе. Средствами физического воспитания детей школьного возраста являются физи-
ческие упражнения, труд, соответствующий режим дня и использование естественных факторов природы.
Основным средством физического воспитания в школе являются физические упражнения.
Физические упражнения разрешают задачи, связанные с формированием двигательных умений и навыков учащихся, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание. Движения, применяемые в практической работе по физическому воспитанию а школе, развивают быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость {в пределах, допускаемых особенностями возраста) и укрепляют навыки правильного выполнения таких естественных движений человека, как ходьба, бег, прыжки, равновесие, метание, ла* занье и др.
Большое значение для правильного применения физических упражнений имеет выбор упражнений и методика их проведения.
При выборе физических упражнений обязательно учитываются анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Важнейшей особенностью детского организма является быстрый рост и качественные изменения всех органов тела. Особенно быстро растут ноги. Это изменяет пропорции тела. Вес тела прибавляется в среднем на два килограмма в год.
Происходит довольно быстрый процесс окостенения, но костная ткань еще богата органическими веществами и относительно бедна минеральными солями, в силу чего кости отличаются гибкостью» эластичностью, в скелете еще много хрящевой ткани. В связи с особенностями развития костной системы в детском возрасте не допускаются чрезмерная физическая нагрузка, длительные статические усилия, прыжки с большой высоты и на твердый грунт.
Мышцы и связки позвоночника у детей развиты слабо, хрящевые прослойки между позвонками толще, чем у взрослых. К семи годам выражены все изгибы позвоночника, но фиксация их наступает значительно позже (к 14—15 годам). Позвоночник отличается большой гибкостью, что при неблагоприятных условиях создает опасность его деформации. Именно в этом возрасте чаще всего наблюдаются различные искривления позвоночника (сколиозы, лордозы, кифозы).
Мышечная ткань детей богата водой и бедна белковыми веществами. В 7—8 лет мышечная ткань составляет только 27% общего веса тела, а к 18 годам — 40%- Мышцы развиты слабо, особенно спины и живота. Крупные мышцы развиты лучше, чем мелкие. Для детей младшего школьного возраста характерно быстрое нарастание мышечной массы и, при благоприятных условиях, развитие мышечной силы. В этом периоде мышцы детей отличаются низкой работоспособностью.
В связи с особенностями мышечной системы не следует допускать длительных статических положений, однообразных двнже-
нин, односторонних нагрузок. Необходимо обеспечить пропорциональное развитие, правильное чередование нагрузки на различные мышечные группы. Наряду с упражнениями с большой амплитудой необходимы упражнения на точность, способствующие развитию мелкой мускулатуры.
В младшем школьном возрасте у детей сердце относительно больше, просветы кровеносных сосудов относительно шире, чем у взрослых, а стенки сосудов эластичнее. Пульс чаще (около 90 ударов в минуту). Сердечная мышца слабая, эластичная. Особенности сердечно-сосудистой системы требуют ограничения упражнений, связанных с иатужнванием, подниманием тяжестей, преодолением сопротивления. Нельзя перед детьми ставить трудные для выполнения задачи, вызывающие большое нервно-мышечное напряжение, учащение сердцебиения.
Обмен веществ у детей происходит быстрее, чем у взрослых.
Грудная клетка имеет более округлую форму, а ребра менее наклонены, что создает неблагоприятные условия для глубокого дыхания. Дыхание частое (около 22 раз в минуту), поверхностное. Дыхательные пути относительно короче и уже, чем у взрослых. Поэтому детей необходимо обучать глубокому, равномерному дыханию через нос. Выполнение упражнений должно быть согласовано с дыханием.
Особенности детского возраста требуют самого большого внимания к формированию правильной осанки, являющейся значительным фактором нормальной жизнедеятельности организма.
Дети отличаются большой потребностью в движениях. Если движения разнообразны и чередуются с кратковременным отдыхом, дети долго не утомляются. Координация движений, особенно у самых младших школьников, развита слабо.
К началу обучения в школе у детей довольно развита речь. Проислоднт постепенный переход от конкретного предметного мышления к восприятию отвлеченных понятий.
Учащиеся I класса обладают неустойчивым вниманием, нетерпеливы, недостаточно выдержанны. С течением времени наряду со склонностью к имитации появляется способность осмысливать, запоминать, развивается произвольное внимание. Инстинктивные эмоциональные действия постепенно уступают место осознанному поведению.
В младшем школьном возрасте наблюдаются некоторые различия в физическом развитии мальчиков и девочек. У мальчиков ь среднем больше рост и вес, более широкая грудная клетка н большая жизненная емкость легких. Мышечная сила мальчиков развита лучше. В связи с этим наблюдаются различия и в двигательных умениях. Мальчики быстрее бегают, дальше и выше прыгают, лучше метают, они сильнее и выносливее.
Закономерные особенности физического развития не отражаются на выборе средств физического воспитания мальчиков и девочек в I и II классах. Начиная лишь с III класса мальчикам в
большем объеме, чем девочкам, можно давать упражнения в поднимании и переноске груза, в преодолении сопротивления, более продолжительные беговые и лыжные дистанции, увеличивать высоту прыжков, а также расстояния до мишеней для метания. Девочкам больше, чем мальчикам, следует давать плавные, ритмические, танцевальные движения.
Естественная потребность детей в движениях как необходимый фактор роста и развития жизненных функций должна быть не только удовлетворена, но и умело использована для воспитания подлинно здоровых, жизнерадостных, инициативных, дружных членов школьного коллектива.
Необходимо постоянно работать над формированием правильной осанки, имеющей важнейшее значение для нормального функционирования всех внутренних органов и для развития скелета и скелетной мускулатуры.
Помня об осанке, о развитии мышечной системы, органов дыхания и кровообращения, необходимо не допускать чрезмерных нагрузок на организм, на отдельные мышечные группы, позвоночник, на ноги и руки. Физические напряжения, происходящие длительно, без достаточного отдыха, могут привести к вредным последствиям, и прежде всего к повреждению сердечной мышцы. Следует ограничивать упражнения, требующие натуживання, проявления силы, выносливости, отягощающие руки. Такие упражнения могут отрицательно повлиять на рост и формирование тела, а также на деятельность сердечно-сосудистой системы.
Все указанные возрастные особенности младших школьников обязывают учителя работать серьезно, целенаправленно и систематически, способствуя правильному формированию и развитию детского организма.
Важным средством физического воспитания учащихся является физический труд.
Еще К- Д- Ушинскин говорил, что «...физический труд необходим для развития и поддержания в теле человека физических сил, здоровья и физических способностей...»1.
Введенные в учебные планы школ уроки труда имеют большое образовательное и воспитательное значение.
Ученикам начальных классов даются самые различные задания, при выполнении которых участвуют большие группы крупных мышц и мелкие мышцы. Изготовление игрушек и учебных пособий, поделка елочных украшений, лепка из глины и пластилина, пришивание пуговиц, вышивание, шитье мешочков, посадка семян требуют, главным образом, работы мелкой мускулатуры, точных движений, большой сосредоточенности, внимания. Л такие работы, как перекопка земли, полив растений, прополка посе-гюв, прореживание, сбор урожая, уборка и расчистка площадок,
1 К. Д. Уши некий. Собр. соч., т. 2. М.—Л., Иэд-во АПН РСФСР, 1948, стр. 340.
требуют значительных усилий большого количества мышечных групп.
Уроки по ручному труду, общественно полезный труд и труд детей дома должны проводиться при соблюдении необходимых гигиенических условий, при этом инвентарь и принадлежности для труда должны соответствовать возрасту детей.
Притягательной особенностью посильного физического труда детей является его результативность, что доставляет много радости детям; у них растет чувство уверенности в своих силах, сознание полезности трудовых усилий.
Большое значение в физическом воспитании детей имеет твердый распорядок дня, который оказывает существенное влияние на нервную систему и деятельность всего организма школьников. Отсутствие же его приводит к переутомлению нервной системы, к снижению работоспособности, понижает жизненные силы организма и может повлечь за собой различные заболевания.
Правильно организованный и неуклонно проводимый режим дня развивает, укрепляет и закаляет организм, повышает его устойчивость к заболеваниям, улучшает работоспособность, дисциплинирует и организует детей.
Министерством просвещения РСФСР утвержден примерный режим дня учащихся школы. Пользуясь им, учитель совместно с родителями составляет режим для каждого школьника, учитывая особенности домашних условий детей, расстояние от дома до шкоды, работу родителей, занятия детей во внешкольных учреждениях.
В режиме дня школьника предусматриваются: сон, питание, учеба в школе, приготовление уроков дома, пребывание на свежем воздухе, домашний труд, занятия любимым делом, участие во внеклассной, внешкольной и пионерской работе, выполнение правил личной гигиены. В режиме обязательно должны быть такие активные виды занятий детей, как зарядка, игры, спортивные развлечения.
Чтобы дети соблюдали установленный режим, учителю надо проводить среди родителей и детей разъяснительную работу о необходимости соблюдения режима для сохранения здоровья и повышения успеваемости учащихся.
Школьникам должна быть понятна необходимость выполнения режима дня как важного фактора сохранения здоровья и успеха в учении. Дети должны хорошо понимать и знать, что от них требуется и как они должны выполнять требования режима дня.
Режим дня окажет воспитательное воздействие на детей только в том случае, если он будет выполняться систематически, изо дня в день, без всяких послаблений и ломки. Как только те или иные требования режима нарушаются, то привычки, приобретенные детьми в предыдущее время, теряют свою силу.
Постоянное соблюдение режима детьми возможно лишь тогда, когда родители и школа будут постоянно контролировать действия и поступки детей.
Сам учитель в своей работе должен являться примером в соблюдении установленного режима учебного дня школы. Он обязан своевременно оканчивать уроки, не задерживать детей после звонка, организованно, по возможности на свежем воздухе, проводить перемены, держать как можно дольше открытыми окна или форточки в классных комнатах, добиваться того, чтобы все дети вопределенное время принимали пищу.
Большую роль в физическом воспитании детей играет гигиеническое воспитание, повседневно проводимое коллективом работников школы. Формирование у учащихся правильной осанки при ходьбе, стоянии, навыков правильного сидения за партой, за столом, умения правильно обращаться со школьными и письменными принадлежностями и учебниками, навыков сознательного выполнения правил личной и общественной гигиены — работа, которую совместными усилиями проводят школа и семья.
Использование естественных факторов природы в физическом воспитании учащихся проводится по правилам, в соответствии с которыми учитель организует разъяснительную работу среди родителей и детей.