Учащихся начальной профессиональной школы

С позиций последнего подхода профессиональное само­определение личности трактуется как «Я-концепция» инди­вида, отражающая его понимания, переживания, намере­ния, предметные действия в профессиональной деятельно­сти в конкретных социальных условиях.

Таким образом, профессиональное самоопределение не только акт выбора, оно имеет динамический и професси­ональный характер и осуществляется на всех этапах жизни человека.

Формирование профессионального самоопределения личности осуществляется в ходе специально организован­ной научно-практической деятельности, рассматриваемой как система равноправного взаимодействия личности и об­щества на определенных этапах развития человека.

Основными средствами формирования профессиональ­ного самоопределения учащихся в системе начальной про­фессиональной школы являются:

1) профессиональное просвещение;

2) профессиональная консультация;

3) профессиональный отбор, профессиональный подбор;

4) профессиональная адаптация;

5) профессиональные способности.

1. Профессиональное просвещение условно подразделяется на две формы — профессиональную информацию и профессио­нальную пропаганду. Профессиональная информация призвана ознакомить молодежь с основными профессиями и их специ­альностями. Учащихся знакомят с содержанием труда, усло­виями материальной и социальной среды, оплатой, режимом труда и отдыха, перспективами развития данной профессии, формами и сроками обучения, возможностями должностного и квалификационного роста. Особое внимание уделяется осве­щению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, уровню развития его психологических и психофизиологических характеристик, личностным качествам, уровню общеобразовательной и спе­циальной подготовки. Профинформационные мероприятия выполняют не только пассивно-ознакомительную, но и актив­но-воспитательную функцию, поэтому важное место в их про­ведении занимают не просто сообщения информации о про­фессиях, но и пропаганда некоторых из них.

Профессиональная пропаганда имеет дело прежде всего с теми профессиями, по которым ощущается дефицит рабо­чих кадров либо на которых ожидается расширение приема. Профессиональная пропаганда при правильной ее поста­новке должна способствовать формированию положитель­ного отношения к проблемам выбора профессии, к активи­зации у юношей и девушек стремления к освоению профес­сий современного производства.

Эффективность профинформационной работы зависит от качества и формы подачи сведений о профессии. Во избежа­ние ошибок необходимо соблюдать ряд требований, предъяв­ляемых к профессиональной информации. Она должна быть:

а) всесторонней (в сводке знаний о профессии следует обра­тить внимание на все стороны профессиональной деятель­ности. Особый упор при этом сделать на перспективах ро­ста в данной профессии, показать наличие творческих мо­ментов в труде);

б) достоверной (сведения о профессиях необходимо полу­чать из достоверных источников, в качестве которых используются: документация соответствующих подразделе­ний предприятия, беседы со специалистами, данные пси­хологического анализа деятельности);

в) объективной (совершенно недопустимым является рек­ламирование тех или иных сторон, приписывание ей не­существующих достоинств. Рассогласование «желаемо­го» и «действительного» в конечном счете может привес­ти к чувству неудовлетворенности и к смене профессии.

При проведении профессиональной пропаганды необхо­димо учитывать, что чрезмерное рекламирование отдельных профессий может привести к своеобразным «ножницам» в системе ценностных ориентации молодежи. Проявления этого могут быть следующими:

1) с одной стороны, чрезмерная пропаганда одних профес­сий по сравнению с другими порождает у лиц, занятых в других профессиональных сферах, чувство незначимо­сти, ненужности своей профессии для общества;

2) с другой стороны, рекламирование определенных спе­циальностей вызывает увеличение притока желающих работать в данной области деятельности. Основными побудителями выбора профессии в этом случае являют­ся мотивы престижности, внешней привлекательности профессий.

При организации работы по профессиональной информа­ции важно учитывать то обстоятельство, что привлекатель­ность профессии есть явление во многом субъективное. Су­ществуют характеристики профессии, относительно стабиль­ные и не претерпевающие существенных изменений в зависимости от конкретного предприятия. Это в основном содержательная сторона профессии, ее социально-экономи­ческие элементы, требования, предъявляемые к психофизио­логическим и психологическим характеристикам человека. Условия материальной среды, характер взаимоотношений в коллективе и некоторые другие особенности рабочей ситуа­ции на разных предприятиях могут иметь свою специфику (продавцы в разных магазинах). В связи с этим у молодых рабочих часто наблюдается отождествление представления о профессии с представлением о конкретном месте работы. От­рицательное отношение работника к одной какой-либо ха­рактеристике может привести к переносу этого отношения на всю профессию в целом. Поэтому при проведении профпропагандистской работы необходимо главное внимание уделять ознакомлению с содержательными сторонами профессии, подчеркивая различие между характеристиками профессии вообще и конкретного рабочего места в частности.

Большая роль в профпросвещении принадлежит вне­урочной работе: кружкам, экскурсиям на предприятия, встречам со специалистами соответствующего профиля, со­провождающимся беседами, рассказами, лекциями.

2. Профессиональная консультация направлена на оказание психологической помощи людям в профессиональном само­определении, планировании профессиональной карьеры, а также в преодолении трудностей профессиональной жизни. Профессиональная консультация проводится с учетом физи­ческих и психологических индивидуальных особенностей клиента, его общих и профессиональных интересов, склон­ностей и способностей, общего и специального образования и подготовки. При проведении консультации учитывают так­же потребности рынка труда, возможности трудоустройства, профессионального роста, условия труда и т. п. Психологиче­ский смысл консультации состоит в том, чтобы помочь чело­веку самому решить возникшие проблемы.

Выделяют три основные функции профконсультации: информационную, диагностическую, прогнозную.

Информационная функция профконсультации предпо­лагает сообщение школьнику информации о конкретных специальностях и профессиях рекомендуемого типа деятель­ности, а также сведений справочного характера о рекоменду­емых профессиональных учебных заведениях. В этом аспек­те профконсультация тесно смыкается с профессиональной информацией.

Диагностическая функция предполагает определение уровня развития основных физиологических и психологических особенностей учащихся. В связи с этим можно выделить две основные формы: медицинскую и психологическую.

Медицинская консультация всегда должна предшество­вать психологической. Медицинская профконсультация предполагает прежде всего освидетельствование всех систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, костно-мышечной и т. д.), а также уровня функционирова­ния анализаторов.

Психологическая профконсультация строится на основе следующих положений:

1) принципа активности субъекта профессиональной дея­тельности. Это положение указывает на активность субъек­та, реализующуюся при выполнении им хотя бы двух следу­ющих требований: во-первых, консультируемый должен испытывать потребность в получении помощи и информа­ции от психолога-профконсультанта; во-вторых, он должен самостоятельно принимать решение о способах преодоле­ния проблем профессионального становления, консуль­тант же только помогает ему осознать свои интересы и спо­собности и выработать сценарий профессионального раз­вития;

2) принципа комплексного подхода к субъекту профессио­нального становления. Согласно этому принципу долж­ны исследоваться различные по сложности психические свойства и их взаимосвязи. Психодиагностическое об­следование проводится на трех уровнях: личностно-мо-тивационном — уровне исследования мотивов, склонно­стей и интересов, а также некоторых личностных свойств (экстраверсия — интроверсия, эмоциональные особен­ности, коммуникативные способности); уровне познава­тельных способностей, т. е. исследования меры выражен­ности различных свойств и видов внимания, памяти, мышления, воображения, представления и др.; уровне нейро- и психодинамических свойств, т. е. изучения свойств нервной системы и особенностей темперамента;

3) принципа добровольности участия в консультировании. Недопустимо любое принуждение к тестированию и анкетированию в целях выяснения интересов и профессио­нальных намерений без согласия человека. Такое обсле­дование, особенно если оно проводится с большим коли­чеством людей, может привести к получению заведомо ложных результатов, т. к. в условиях принудительного об­следования данные подобной диагностики значимо раз­личаются с данными, полученными при добровольном обследовании;

4) принципа индивидуального подхода. Следует подходить к каждой личности индивидуально и в процессе диагности­ки и консультирования исходить из ее интересов и склон­ностей. Другими словами, в первую очередь проводится диагностика тех познавательных способностей и свойств личности, которые необходимы для профессии. Только в случае значительного несоответствия способностей лич­ности и требований профессии возможен поиск другого варианта на основе диагностики основных познаватель­ных способностей (мнемонических, мыслительных, аттенционных, имажитивных и др.). Психолог при этом дол­жен исходить из интересов консультируемого, не навязы­вая ему своих суждений и оценок, а содействуя осознанию им собственных интересов и способностей, адекватному выбору профессии.

5) принципа персональной ответственности. В соответст­вии с ним психолог несет персональную ответственность за правильность постановки психологического диагноза, адекватность используемых диагностических методов и коррекционных мероприятий [14].

Таким образом, профессиональное консультирование направлено на решение проблем, связанных с профессио­нальным самоопределением, выбором профессии и места работы, путей самореализации личности в профессиональ­ном труде, с профессиональной адаптацией и профессио­нализацией, прогнозированием карьеры, преодолением труд­ностей, кризисов и конфликтов, а также с профессиональ­ной реабилитацией работников, частично утративших трудоспособность.

Все основные направления профконсультационной ра­боты можно разделить на две группы:

• профилактику профессионального становления лично­сти, когда по мере возможного возникновения проблем упреждающе готовят оптантов, обучаемых, молодых спе­циалистов, профессионалов к преодолению трудностей профессионального самоопределения;

• оперативную помощь в решении ставшей актуальной проблемы, когда личность испытывает трудности, обу­словленные неуверенностью, некомпетентностью, про­фессиональным банкротством, а также пассивностью и беспомощностью, внутренними препятствиями, мешаю­щими выбрать профессиональное учебное заведение или получить место работы и сохранить его за собой.

Важным принципом консультирования является сотруд­ничество психолога с клиентом. Неприемлемы навязывание собственного мнения, директивные рекомендации, давле­ние. Акцент делается на осознании консультируемым своей проблемы, его самоопределении и выработке решения.

Для компетентного проведения консультации психолог должен разбираться в современном мире профессий, обла­дать фундаментальными знаниями в области общей и диф­ференциальной психологии, владеть методами психодиаг­ностики и психотехнологиями профконсультирования.

3. Профессиональный отбор и подбор - две формы профориентации, сущность которых заключается в рекомен­дации человеку конкретной профессии в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и требования­ми деятельности — с другой.

В психологической литературе существует несколько то­чек зрения по поводу того, являются ли указанные формы тождественными или нет.

Наиболее популярно рассмотрение профотбора и профподбора как двух последовательных стадий процесса опреде­ления профессиональной пригодности человека.

Профессиональный отбор — форма прогностической тру­довой экспертизы, нацеленная на определение профессио­нальной пригодности освидетельствуемого к определенной профессии. Если задача профессиональной консультации помочь человеку найти наиболее подходящую для него (с учетом здоровья, интересов и способностей) профессию, то цель профессионального отбора не допустить к подготовке по некоторым профессиям, а тем более к работе по ним лиц, имеющих для этого противопоказания.

Противопоказания к обучению или к работе по опреде­ленной профессии — это заболевания и особенности орга­низма или личности, которые либо снижают качество обуче­ния или работы по данной профессии в данных условиях ниже допустимого уровня, либо приводят к ухудшению со­стояния здоровья. Различают абсолютные и относительные противопоказания. Водитель любого транспорта не может быть слепым или глухим —это наиболее отчетливый пример абсолютных противопоказаний. Плохая механическая па­мять для мастера — относительное противопоказание, т. к., во-первых, она может быть развита, а во-вторых, может ком­пенсироваться вниманием и привычкой к записям.

Определение пригодности поступающих в профтехучили­ща к обучению той или иной профессии с целью их отбора и зачисления осуществляют: врачебная комиссия — в отноше­нии здоровья; приемная комиссия училища — по возрасту, полу, образованию, трудоспособности и желанию поступаю­щего получить избранную им профессию; мастера производ­ственного обучения и преподаватели — по психологическому соответствию той или иной профессии способностей, склон­ностей и стремлений, проявляемых учащимся в процессе обу­чения.

Если здоровье, возраст, образование и общая трудоспо­собность определяются по более или менее объективным данным, то желание, склонности и стремления — только по заявлению самого поступающего, не всегда соответствую­щему действительности, потому что мотивы его решения во многих случаях не выясняются, а его общие способности и соответствие их избранной профессии выявляются лишь в процессе обучения. Методики психологического отбора контингента учащихся для какой-либо профессии в проф­техучилищах пока еще нет, хотя она крайне необходима для многих профессий. Поэтому существующая система про­фессионального отбора по соответствию психики поступаю­щего в училище избранной им профессии не гарантирует от ошибок ни принимающих, ни поступающих.

Уточнение результатов профотбора, полученных при за­числении в училище, практически осуществляется уже в процессе обучения. Эту задачу приходится решать педагогам училища, и потому они непременно должны знать психоло­гические требования своей профессии к рабочим, уметь вы­являть личные качества учащихся и определять их соответст­вие требованиям производства, чтобы своевременно переве­сти того или иного учащегося на обучение другой профессии или же принять меры к устранению присущих ему недостат­ков, если это окажется возможным.

Такой двухэтапный, пролонгированный профессиональ­ный отбор, углубленный вторым его этапом — изучением учащихся в первые месяцы обучения в профтехучилище, с последующим профконсультационным заключением, если это надо, о переходе для обучения другой специальности, практически наиболее оправдывает себя.

Под профессиональным подбором понимается освидетель­ствование субъектов с целью оптимальной их расстановки по конкретным должностям. В этом случае оценке подверга­ются уже приобретенные умения и навыки.

Итак, профотбор и профподбор можно рассматривать как две самостоятельные параллельные формы профориентации. Профотбор — выбор лиц, которые с наибольшей вероят­ностью смогут успешно освоить данную профессию и вы­полнять связанные с ней трудовые обязанности.

Существующее физическое и интеллектуальное различие обусловливает доступность человеку одних видов труда и од­новременно трудность или даже совсем недоступность дру­гих.

Профессиональная пригодность — уровень соответствия физических качеств и психофизиологических особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качест­ва и особенности не достигают нужных требований, проис­ходит перегрузка.

Профессиональный отбор осуществляется:

1) в профессиях, предъявляющих очень высокие требова­ния к психофизиологическим и психологическим каче­ствам личности. Это профессии, где любая, даже неболь­шая ошибка может привести к аварии или гибели людей (летчики, машинисты железнодорожных поездов, судо­водители, водители спецмашин, операторы крупных производственных систем, ряд военных специально­стей);

2) в профессиях, где обучение очень дорого, носит массо­вый характер или должно осуществляться в предельно сжатые сроки;

3) при наличии «конкурса», т. е. при превышении числа претендентов над количеством вакантных мест. Типич­ным примером такой ситуации является конкурсный от­бор в вуз.

Содержание профориентационной работы в начальной профессиональной школе направлено на углубление про­фессионального самоопределения и развитие учащихся, формирование готовности к эффективному поведению на рынке труда.

Опыт теории и практики профессиональной ориентации позволяет выделить три ее этапа для молодежи, поступив­шей в профессиональную школу: начало учебы — «вводный» этап; период интенсивного освоения специальности — «раз­вивающий» этап; окончание и последующее трудоустройст­во (либо продолжение образования) — «выпускной» этап.

Выделим типичные трудности, характерные для каждого из этапов, а также наметим задачи, которые стоят перед пе­дагогами.

Первый этап характеризуется: 1) незавершенностью про­цесса профессионального самоопределения (приход в учеб­ное заведение обусловлен случайными обстоятельствами); 2) низким качеством принятого и реализованного решения (в начале обучения обнаруживаются факты, которые не были учтены прежде); 3) плохим пониманием себя, собственных возможностей, ценностей, желаний, характера и т. д.; 4) по­верхностным представлением о выбранной профессии, це­лях, содержании и средствах будущей профессиональной дея­тельности, о профессионально важных качествах, вариантах и особенностях будущей трудовой занятости; 5) смутным виде­нием (отсутствием) образовательной и профессиональной перспективы и плана освоения профессии.

В этот период решаются следующие задачи. Педагоги оказывают помощь в завершении профессионального само­определения. Вместе с учащимися анализируют желания, возможности и значимость выбранной профессии, пытают­ся выяснить, почему именно эту профессию хочется осваи­вать, за счет чего это можно сделать, каково место и обще­ственное и личное значение выбранной профессии. На этом же этапе уточняется принятое решение.

Ученик должен освоить способы самопознания, обнару­жить «области превосходства», выявить свои профессиональ­но важные качества, а также индивидуальные и личностные ограничители, препятствующие будущему профессионально­му успеху. Ему надо помочь в детальном анализе выбранной профессии и возможных вариантов занятости, а также обуче­нии навыкам планирования карьеры.

Решение задач первого этапа позволяет ответить на во­прос: «Быть или не быть в этой профессии?», создать настрой на дальнейшее профессиональное обучение, обрести устой­чивость и энергию для повседневных, не всегда легких и приятных учебных действий.

На втором, «развивающем», этапе происходит интенсив­ное освоение специальности. К числу типичных трудностей отнесем такие, как смутное представление жизненных и про­фессиональных целей, отсутствие развернутого плана карьеры; размытость недифференцированной позиции професси­онала; отсутствие представлений о личной профессиональ­ной траектории; несформированность ряда профессионально важных качеств (ПВК); несформированность общекультур­ных и деловых качеств; отсутствие профессионального мас­терства.

К числу задач, которые решаются в этот период, отнесем следующие: составление развернутого плана карьеры; фор­мирование позиции профессионала; определение личностно-ориентированных, гибких путей и способов освоения про­фессии и вхождения в профессиональную культуру; диагнос­тика (самодиагностика!) профессионально важных качеств, их тренинг, формирование основ индивидуального стиля деятельности; развитие общекультурных качеств, навыков анализа, ориентировки в ситуации, саморегуляции, делово­го общения; формирование профессиональных знаний, на­выков и умений.

Решение задач второго этапа позволяет ответить на во­прос: «Каким быть?», т. е. имеется в виду профессионализм, на который ориентируется учащийся, а также пути, способы и сроки достижения уровня мастерства.

Третий этап — период окончания и последующего трудо­устройства. Здесь возникают такие трудности: неконкрет­ность (отсутствие) плана трудоустройства (или иной формы занятости); отсутствие адаптационной готовности к поведе­нию на рынке труда; смутное, нереалистичное представле­ние о ситуации на рынке труда; отсутствие эффективных технологий профессиональной адаптации.

К основным задачам, которые решаются на этом этапе, можно отнести построение реалистичного плана карьеры в процессе вхождения в рынок труда; тренинг навыков адапта­ции на рабочем месте и в коллективе, а также навыков и спо­собов создания собственного дела; обсуждение ситуации на современном рынке труда, формирование способов анализа ее. Важное значение имеет тренинг навыков поведения на рынке труда: освоение способов составления планов поиска, поискового письма, профессионального резюме, навыков поискового телефонного звонка, проведения собеседования с работодателем и т. д.

Решение этих задач позволяет ответить на вопрос: «Как обеспечить профессиональную реализацию?» — за счет по­строения плана карьеры и формирования готовности к ак­тивному поведению на рынке труда.

Поэтому решающим периодом в профессиональной ори­ентации учащегося является период постепенного вхождения его в избранную им профессию. Оттого, насколько легко или трудно, быстро или медленно человек будет осваиваться с производственной работой, с окружающими его на предпри­ятии людьми, с его новой ролью уже не учащегося, а квалифи­цированного рабочего, будет зависеть, как сложится его тру­довой путь и отношение к своей работе. Все это определяется в значительной степени правильной организацией процесса профадаптации. Учет требований профадаптации в системе профориентации определяет в конечном счете и устойчивость выбора профессии.

4. Профессиональная адаптация— это постепенное вхож­дение молодого человека в условия профессионального тру­да, период превращения учащегося в квалифицированного рабочего. Профадаптация имеет два этапа: подготовитель­ный и непосредственный. Подготовительный этап осущест­вляется в процессе профессионального обучения (в частно­сти, производственной практики). В течение этого этапа освоения профессии учащийся изучает общетехнические и специальные предметы, овладевает конкретными навыками в учебных мастерских. Освоение теоретических основ и про­фессиональных навыков осуществляется в учебной группе, в общении с преподавателями и мастером. Поэтому профес­сиональная адаптация на данном этапе включает в себя эле­менты как биологической адаптации — приспособление ор­ганизма к производственной среде и режиму труда, так и со­циально-психологической — включение новичка в систему взаимоотношений в учебной группе. От успехов и неудач учащегося, от того, как сложатся его взаимоотношения с другими членами группы, с преподавателями, с мастером, зависит усиление или потеря интереса к учебным предметам и производственным упражнениям. И все это зависит глав­ным образом от педагогов и мастера, от того, насколько вни­мательны они к успехам и неудачам учащихся, к их психиче­ским состояниям и насколько умело будут управлять ими.

Основной этап профадаптации осуществляется уже не­посредственно на предприятии. Он начинается в период производственной практики на штатном рабочем месте, когда учащийся почувствует себя таким же рабочим, как и окружающие его члены того же звена, бригады, цеха, но еще не достигшим такого же, как у них, уровня квалификации, не дающим должных производительности труда и качества продукции, иногда допускающим оплошности и ошибки. Осознание своего равенства в положении и неравенства в производственной квалификации с окружающими и их от­ношения к нему как к «неоперившемуся птенцу» чрезвы­чайно осложняют процесс профессиональной адаптации на этом этапе.

Успешность или безуспешность профадаптации на дан­ном этапе зависит от трех условий:

1) как преподаватели и мастера профтехучилища подготовят учащегося к работе на производстве по своей специально­сти в отношении теоретических знаний, производствен­ных навыков и умений, вызовут ли интерес к профессии и желание работать на предприятии по освоенной специаль­ности;

2) какие межличностные отношения сложатся у учащегося с его рабочим наставником на производстве и как эти взаимоотношения повлияют на его производственные успехи в период производственной практики на штатном рабочем месте и при самостоятельной работе по оконча­нии обучения в училище;

3) в какой рабочий коллектив попадает учащийся и как его примут: как равноправного и полноценного члена кол­лектива или же как недоучку, снижающего производст­венные показатели звена или бригады. В зависимости от этого и будут складываться его отношения с рабочим коллективом, а в результате — успешность или безуспеш­ность профессиональной адаптации.

Для понимания того, как протекает процесс социаль­но-психологической адаптации, мастеру на производстве, любому руководителю необходимо знать, что представляет собой этот процесс и что может быть показателем его разви­тия.

В процессе социально-психологической адаптации но­вичка на производстве можно выделить познавательный, эмоциональный и практический аспекты.

Познавательный аспект социально-психологической адап­тации заключается в том, что в процессе трудовой деятельно­сти, в процессе общения и взаимодействия с другими членами производственной группы новичок постепенно получает раз­нообразную информацию о своей производственной группе: 1) о групповой морали и групповых ценностях; 2) о системе де­ловых и личных взаимоотношений в группе; 3) о социаль­но-психологической позиции отдельных членов группы в структуре взаимоотношений; 4) о групповых лидерах, их цен­ностных ориентациях и отношении к ним группы; 5) о статусе официального руководителя в производственной группе и от­ношении группы к нему и т. д.

Эта информация о группе не усваивается новичком пас­сивно, а соотносится с прошлым социальным опытом инди­вида, с имеющейся в данный момент системой ценностных ориентации и установок и определенным образом оценива­ется им. Если получаемая индивидом информация о группе соответствует прошлому социальному опыту новичка и сис­теме его ценностных ориентации, положительно оценивает­ся индивидом, то новичок начинает принимать групповые нормы и постепенно происходит процесс идентификации (отождествления) личности с группой.

Параллельно с познавательным аспектом социаль­но-психологической адаптации развивается ее практиче­ский аспект. Новичку с первых же дней его жизни в новом коллективе приходится вступать в реальную социальную жизнь группы, в социальное взаимодействие с группой и отдельными ее членами, в систему объективных взаимоотно­шений в группе. От степени активности включения новичка в социальную жизнь группы также зависит протекание про­цесса идентификации личности с группой.

На основе получения новичком разнообразной социаль­но-психологической информации о группе и реального учас­тия его в социальной жизни группы развивается эмоциональ­ный аспект социально-психологической адаптации новичка. Он проявляется в установлении устойчивых положительных взаимоотношений с товарищами, непосредственным руково­дителем и администрацией, в формировании относительно высокого уровня удовлетворенности этими взаимоотноше­ниями и своей позицией в их системе. Все три аспекта соци­ально-психологической адаптации находятся в постоян­ном взаимодействии и взаимовлиянии.

В качестве основных показателей социально-психологи­ческой адаптации могут выступать: 1) самооценка отноше­ния новичка к непосредственному руководителю и товари­щам по работе; 2) оценка новичком отношения к нему непо­средственных руководителей и товарищей по работе; 3) уровень удовлетворенности новичка характером взаимо­отношений с коллективом в производственной группе; 4) оценка новичком его социально-психологической пози­ции в производственной группе; 5) оценка социально-пси­хологической позиции новичка в производственной группе со стороны непосредственных руководителей и товарищей по работе. Все эти показатели могут быть получены в резуль­тате опроса как самого новичка, так и других членов коллек­тива.

Среди факторов, влияющих на процесс адаптации моло­дежи к труду, можно выделить следующие: объем знаний о профессиях, востребованных рынком труда на ближайшую и дальнюю перспективу; положительная мотивация, влияю­щая на формирование устойчивого интереса к труду, склон­ности и стремления реализовать себя в профессиональной деятельности; морально-психологическая подготовка, обес­печивающая формирование эмоционально-нравственного отношения к профессии; способность и готовность, влияю­щие на успешное вхождение в профессиональную-, социаль­ную деятельность трудового коллектива.

Среди активных форм, обеспечивающих реализацию указанных факторов, успешно зарекомендовали себя на практике следующие: экскурсии, оборудование адаптацион­ных рабочих мест, составление адаптационных программ, проведение производственной практики под руководством опытных наставников, организация трудовых объединений на производстве, направленность всех учебных дисциплин на связь с жизнью, производственным, социокультурным окружением, осуществление до профессиональной и про­фессиональной подготовки на широкой политехнической основе, экономическое образование и воспитание учащихся на конкретных и реальных фактах.

Важнейшим условием эффективной адаптации молоде­жи является система подготовки «гибкого работника», цель которой — отбор и обучение не по одной, а по двум-трем специальностям с обязательным повышением квалифика­ции на протяжении всей трудовой деятельности. Реализа­ции этого условия служат: обучение учащихся по индивиду­альным программам и индивидуальным планам; организа­ция профессиональных проб в различных сферах труда: «человек — человек», «человек — природа», «человек — тех­ника», «человек — знаковая система»; целевая профессио­нальная подготовка молодежи, прошедшей обучение с уче­том специфики будущей деятельности и готовой выполнять работу в конкретной должности на конкретном рабочем ме­сте, например слесаря-монтажника, слесаря-ремонтника, слесаря механосборочных работ и др.

В заключение назовем основные педагогические прин­ципы, с помощью которых обеспечивается успешность адап­тационных процессов учащихся:

• совместная деятельность, в которой учащийся выступает не как объект обучения и воспитания, а как субъект — ак­тивный участник и сотворец;

• интенсификация, достигаемая за счет интегрирования со­держания подготовки к профессиональной адаптации, ис­пользования активных, инновационных методов, средств обучения и воспитания, создания вариативных программ для индивидуальной адаптации;

• перемена ролей, реализуемая на основе личностно-ролевого подхода к обучению, интенсификация профессиональ­ной подготовки путем организации содержательного и це­ленаправленного обучения подростков с преподавателями, мастерами производственного обучения, специалистами трудового коллектива, родителями, в форме коллектив­но-группового обучения, что способствует формированию у них навыков самооценки и взаимооценки личностных ка­честв, самопознанию и самоопределению;

• единство формирующего и диагностического подходов с учетом индивидуализации процесса профессиональной адаптации в условиях конкретной профессиональной дея­тельности, что требует использования диагностики лично­сти, результаты которой служат основанием для разработ­ки различных вариантов адаптационных средств.

Основанием для выбора методов может служить схема построения личного профессионального плана (модифици­рованный вариант схемы Е. А. Климова), построенная на основе ориентировочной модели деятельности.

Схема построения личного профессионального плана включает следующие этапы:

• общую ориентировку в современной социально-экономи­ческой ситуации в обществе и представление о перспекти­вах изменения и развития этой ситуации, позволяющее каждому рассчитывать на профессиональные и личност­ные перспективы с учетом особенностей данного обще­ства;

• осознание ценности труда (нравственно-смысловая осно­ва самоопределения), что можно считать исходным мо­ментом формирования (развития и саморазвития) полно­ценного члена общества;

• выделение дальней профессиональной цели (мечты) и со­отнесение ее с другими важными жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми);

• выделение системы ближних и ближайших профессио­нальных целей (выбор профессии и соответствующего учебного заведения, а в дальнейшем — конкретной спе­циальности и конкретных трудовых постов);

• познание выделенных целей (конкретных профессий, специальностей и трудовых постов, а также соответствую­щих им учебных заведений);

• общую ориентировку в мире профессионального труда (систематизированное представление о различных про­фессиях);

• представление о внешних препятствиях на пути к выде­ленным целям, позволяющее более реалистично оцени­вать перспективу их достижения;

• знание путей преодоления этих препятствий;

• знание внутренних препятствий на пути к выделенным це­лям, а также общее представление о своих возможностях и недостатках (образ реального Я);

• знание путей преодоления внутренних препятствий и под­готовку к будущей профессиональной деятельности, а так­же общее представление о возможностях и перспективах своего развития (образ идеального Я и пути стремления к нему);

• выделение резервных вариантов профессионального и личностного самоопределения;

• первоначальную практическую реализацию намеченных планов, их постоянное совершенствование и коррекцию, что вызвано изменениями, происходящими в обществе и производстве, а также изменениями, происходящими в са­мом человеке.

5. Важное значение в профессиональной ориентации учащихся имеет выявление и формирование профессиональ­ных способностей ипризвания человека.

Для развития интересов, склонностей и способностей ис­пользуются профессиональные пробы (моделирование, практическое выполнение законченных циклов, элементов, характер

Наши рекомендации