Какими могут быть формы взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников?
К формам совместной работы могут быть отнесены различные конкурсы по предметам. Учитель заинтересован в развитии интереса к предмету, поднятии его престижа, поэтому проведение мероприятий в интересной и увлекательной форме во вне-учебное время с участием педагога-предметника будет способствовать решению образовательных и воспитательных задач. Осуществляя совместную работу, классный руководитель и учи-
тель должны четко обозначить свои функции, распределить обязанности, договориться о единых требованиях. Учитель помогает отобрать содержание материала и определяет роль каждого учащегося в зависимости от его интереса к предмету и способностей. Классный руководитель обеспечивает привлечение учащихся к планированию мероприятия, организует подготовительную работу, совместно с учителем контролирует ход подготовки. Педагоги помогают каждому найти свое место в коллективной работе.
Покажем организацию совместной работы классного руководителя при проведении общественного смотра знаний, суть которого заключается в следующем.
Общественный смотр знаний проводится по наиболее важной, основополагающей теме. Задачи смотра: систематизировать знания, добиться более глубокого, прочного усвоения материала всеми учащимися; развить навыки коллективной работы; повысить ответственность не только за собственные знания, но и за успехи в учебе своих товарищей, всего коллектива.
Подготовка смотра включает создание групп (звеньев, бригад) во главе с руководителем (консультантом), составление вопросов, заданий, которые сообщаются за 7-10 дней до смотра;
приглашение гостей, родителей, выборы жюри, оформление кабинета, составление групповых и индивидуальных заданий. К подготовке и проведению смотра в младших и средних классах в качестве руководителей групп, организаторов, ведущих, жюри могут привлекаться старшеклассники. В практике используются различные формы проведения смотра. По очереди каждая группа выполняет групповые и индивидуальные задания, остальные участвуют в обсуждении ее работы, либо смотр проводится в виде путешествия, движения по станциям, где группа за каждый вид работы получает оценку. Возможны самооценка и взаимооценка внутри микроколлективов, которые фиксируются на специально оформленных листах учета знаний.
Педагоги могут распределить работу по подготовке и проведению этого мероприятия следующим образом.
Классный руководитель помогает сформировать группы, спланировать их подготовку, обеспечивает приглашение родителей и гостей, участвует в работе жюри. Учитель готовит руководителей групп к работе, составляет задания, проводит сам смотр. Оба педагога по ходу подготовки регулируют отношения между детьми.
В завершение оба педагога организуют подведение итогов, анализируя решение образовательных ^воспитательных задач,
определяют способы закрепления положительного опыта детей
и решения выявленных проблем.
Познавательные дела могут быть организованы с участием многих учителей класса. Интересной формой сотрудничества учителей литературы, музыки и учащихся может быть творческий отчет. Приведем пример такого отчета.
Задачи: сформировать ответственность за учебный трудучащихся,доброжелательные отношения между детьми,умение радоваться успехам друг друга;развивать творческиеспособности учащихся; показать родителям, какими знаниями, умениями,навыками овладели их дети,и вызвать у родителей интерес к учебному труду.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
1. Сообщение темы и цели собрания, знакомство с программными требованиями по литературе.
2. Театрализованное представлениепо басням Крылова. Дети в костюмах, с использованием декораций инсценируют басни «Стрекоза и Муравей», «Волк и кот», «Лисица ивиноград», «Свинья под дубом», «Лягушка и вол»,«Лиса и журавль», «Кошка и соловей».
3. Чтение рукописного журнала № 1, составленного из рассказов учащихся по басням Крылова и из басен, придуманных ими самими. Дети читают собственные сочинения, жюри отмечает лучшие.
4. Обсуждение родителями в группах, а затем выступления
представителей от групп по следующимвопросам:
— какие успехи у детей вы отмечаете;
— что вамне совсем понравилось;
— что вы посоветуете учителю;
— в чем вы, родители, можетепомочь своемуребенку.
5. Педагог сообщает родителям, над чем будут работать учащиеся по литературе во второй четверти, когда будут проходить уроки внеклассного чтения, уроки развития речи и уроки
творчества.
6. Творческий отчет по музыке. Выступают учащиеся музыкальной школы.
7. Исполнение музыкальных произведений по заявкам одноклассников и родителей.
8. Подведение итогов, коллективный анализ собрания. Родители и дети предложили выступить с программой отчета пе-
ред учащимися второго класса и в доме престарелых, дополнив ее танцами, сценками из школьной жизни.
Классный руководитель привлекает учителей-предметников к работе с родителями, способствует формированию уважительных и доверительных отношений между ними. Этому могут способствовать вечера вопросов и ответов, совместное обсуждение проблем класса на родительских собраниях. Чаще всего учителя приходят на собрание, чтобы высказать свои требования, познакомить с особенностями программы, предложить возможные способы оказания помощи детям по изучению предмета. Однако более продуктивным было бы совместное выявление проблем, трудностей обучения детей и совместный поиск путей решения этих проблем, преодоления трудностей.