В чем сущность взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников?

Классный руководитель и учителя-предметники обеспечи­вают целостность, целенаправленность педагогического процес­са в классе. В работе с ученическим коллективом и отдельны­ми учащимися все педагоги решают общие образовательные и воспитательные задачи: развитие познавательной активнос­ти. творческих способностей, самостоятельности, ответственно­сти и др.

Эффективность этой работы во многом зависит от согласо­ванности перспективных и оперативных целей и задач, а так­же от согласованности действий педагогов, работающих с уче­никами конкретного класса.

Каждый педагог заинтересован в профессиональном и вос­питательном результате, который можно повысить, если объе­динить или скоординировать свои усилия с действиями коллег. Центром этой координации и организации учебно-воспитатель­ного процесса является классный руководитель, который во взаимодействии с учителями-предметниками решает следую­щие задачи:

— изучение личностных особенностей педагогов, их возмож­ностей в организации воспитательной работы с детьми;

— изучение особенностей преподавательской деятельности учителя, его контактов, отношений с детьми;

— регулирование отношений между учителями класса, меж­ду учителями и детьми, между педагогами и родителями;

— определение общих целей, организация совместной дея­тельности по их достижению;

— педагогически целесообразное использование возможно­стей педагогов в организации воспитательной работы с детьми и родителями.

Классный руководитель организует работу всех учителей по обоснованию общих целей и задач в работе с ученическим кол­лективом и отдельными учащимися, определению путей, основ­ных педагогических средств, обеспечивающих достижение намеченного, привлекает учителей класса к внеучебной воспи­тательной работе, координирует действия педагогов в проведе­нии учебных занятий, в работе с коллективом и отдельными

учащимися.

Основу взаимодействия классного руководителя и учителей класса составляют:

— взаимная информированность о детях, их взаимоотноше­ниях, об организации и результатах учебно-воспитательного процесса;

— взаимопомощь, взаимная поддержка в решении сложных проблем;

— заинтересованность в успешной работе класса и каждого ученика;

— совместный поиск путей решения педагогических про­блем, совместные усилия, совместная работа по реализации на­меченных задач;

— совместный анализ проведенной работы, решаемых пе­дагогических проблем, полученных результатов;

— совместное определение перспектив в работе классным коллективом, отдельными учащимися.

На первый взгляд реализация всех этих совместных дей­ствий может показаться нереальной, однако многое осуществ­ляется классным руководителем и учителями в повседневном общении и требует небольших затрат времени, окупающихся значительным повышением качества педагогической работы. При этом обе стороны, помогая друг другу, помогают и себе.

§ 4. Каково содержание работы классного руководителя с учителями-предметниками?

Классный руководитель организует изучение учащихся,ихобразовательных возможностей, обучаемости, воспитанности. Вместе с учителями он может составлять и оформлять различ­ные диагностические карты. Оценка ряда учебных способнос­тей детей осуществляется родителями, детьми, учителями. В этом случае важно сопоставить, проанализировать различные данные, ознакомить педагогов с результатами. С одной сторо­ны, классный руководитель использует различную информа­цию, которую получает о детях от учителей, в своей деятельно­сти, учитывает ее при организации воспитательной работы;

с другой — обогащает представления учителей о ребенке, пред­лагая им неизвестные данные, которые могут отрегулировать действия педагога, его методы работы с учеником.

Целесообразно привлечь учителей к отбору методик для изу­чения детей и коллектива, эффективности воспитательного про­цесса, так как учителя могут дополнить их содержание,имеясвои проблемы в работе с классом. Было бы правильным согла-

совывать с учителями весь процесс педагогической диагности­ки, тем более что некоторые вопросы могут и должны касаться учебного процесса, повышения его эффективности, деятельно­сти учителей и их отношений с детьми, преподавания отдель­ных предметов.

Классный руководитель знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учеб­ной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучеб-ное время.

Классный руководитель систематически информирует учи­телей о динамике развития ребенка, его трудностях и достиже­ниях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, связанных с обучением, стремится привлечь учителей к обсуж­дению путей преодоления этих трудностей и помогает педаго­гам скорректировать их действия. Необходимо познакомить учителей с особенностями психического развития детей, име­ющих отклонения в развитии, со специальными способами пе­дагогического влияния на них.

Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитанника, особенностях семьи, организует встречи роди­телей с учителями-предметниками с целью обмена информаци­ей, оказания помощи родителям в организации домашней ра­боты с учащимися.

Особенно важно привлечь учителей к целеполаганию, пла­нированию воспитательной работы в классе. Классный руково­дитель на этапе перспективного планирования, поиска идей и конкретных форм их реализации предлагает учителям отве­тить на следующие вопросы.

1. Какие проблемы в классе требуют первоочередного реше­ния?

2. Какие мероприятия целесообразно провести с целью ре­шения этих проблем?

3. Какие дела, формы работы могут быть организованы с ва­шим участием?

4. Какая внеучебная работа по вашему предмету может быть проведена с учащимися?

5. Какие проблемы целесообразно обсудить с родителями детей?

Материалы, полученные в процессе обсуждения этих вопро­сов, классный руководитель использует при коллективном пла­нировании, стремится согласовывать предложения учителей с детскими интересами, ненавязчиво привлечь внимание уча­щихся к предложениям педагогов. Было бы замечательно, если бы учителя класса приняли участие вместе со школьниками

в коллективном планировании.

Когда составлен план работы ученического и родительского коллективов, классный руководитель предлагает учителям най­ти возможности, формы участия в реализации намеченного, определить дела, которые будут проводиться с привлечением педагогов класса. Это могут быть познавательные мероприятия, общественные смотры знаний, родительские собрания и лекто­рии.

Каждый период совместной работы (совместное мероприя­тие, четверть, учебный год) завершается подведением итогов и анализом. Особенно полезно привлечь учителей к коллектив­ному анализу в классе.

Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом пе­дагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, устано­вить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, прояв­ление их инициативы, реагирует на замечания, поставленные

проблемы.

Особое внимание необходимо уделить новым педагогам, ко­торых важно познакомить с особенностями классного коллек­тива, отдельных учеников, требованиями, предъявляемыми предыдущим учителем и педагогами класса.

Наши рекомендации