Функции этнической культуры
Одной из функций этнической культуры является психологическая защита индивида. Каждый человек чувствует опасность, исходящую извне. Мир, который "во зле лежит", пробуждает ощущение тревоги. Чтобы действовать в нем, человек должен, прежде всего, определить конкретные источники внешней опасности. Скажем, лес опасен не вообще как бесформенный зеленый массив беспорядочно растущих деревьев, кустов и травы, а потому что в нем живут хищные звери, ядовитые насекомые, потому что в нем можно заблудиться. Если предпринять меры предосторожности, то по лесу можно ходить и собирать грибы.
Для этого нужно знать:
1) что в лесу является источником опасности?
2) чего нельзя делать, чтобы не вызвать эту опасность на себя?
3) что надо сделать, чтобы ее преодолеть?
Функционально значимыми для этнического общества являются: элементы бытовой культуры и сумму знаний, которые ориентируют повседневную жизнедеятельность.
Этническая культура позволяет приобщить каждого к ценностям и достижениям, имеющим непреходящий характер. Она подобно роднику питает человека. Из нее каждый может почерпнуть для себя то, что может придать смысл его существованию. В значительной мере влияние этнической культуры на личность объясняется и тем, что она требует от каждого преодоления пассивности, не терпит созерцательности, превращает ее в активного участника традиционных действий, праздников, обрядов, мероприятий и других событий.
Многообразные этнические традиции, обряды, обычаи, праздники, кодексы, символы служат выражением общечеловеческих ценностей и исторического опыта народа.
Этнокультурная традиция.
Этнокультурная традиция – это механизм, цементирующий естественно возникший в непрекращающемся биосферном процессе этногенеза коллектив людей, противопоставляющих себя всем другим аналогичным коллективам. Ему присущепостоянное ощущение взаимной комплиментарности и закономерно изменяющийся в историческом времени стереотип поведения. Также «великим евразийцем» введено понятие «этническая доминанта», характеризующее определенную систему политических, идеологических и религиозных ценностей, которое образуется при появлении любой этнической целостности и служит для нее объединяющим началом. Совокупность этих двух факторов – природного и гуманитарного – и есть этнокультурная традиция, наиболее полно характеризующая конкретный этнос в качестве его станового хребта, надиндивидуальной матрицы того, что превращает среднестатического представителя вида homo sapiens в немца, или индуса, или великоросса. Следовательно, национализм – целенаправленная забота о сохранении основ этой традиции, недопущение ее подмены, а также сложившейся за все предшествующие этапы бытия этноса системы ценностей на иноверческую и инородную.
Использование этнокультурных традиций станет более эффективным, если будет разработана и внедрена модель содержания деятельности этнокультурного центра как комплексной формы патриотического воспитания подростков посредством реализации следующих педагогических условий:
· Преемственность поколений в коллективной деятельности педагогов, детей, подростков и их родителей в фольклорной среде посредством творческого осмысления этнокультурных традиций;
· Структурирование содержания воспитательного процесса в досуго-вом коллективе по формированию национальной идентичности и межкультурной толерантности;
· Культуротворческая деятельность подростков по изучению, сохранению и распространению этнокультурных традиций.
Предмет этнопсихологии стран Востока. Основные понятия этнопсихологии.
Отечественное и зарубежное востоковедение накопило много эмпирического материала, касающегося относительно новой междисциплинарной отрасли гуманитарного знания «этнопсихологии», являющей собой, если использовать компьютерную терминологию, своего рода software - духовную основу кросс-культурного общения. Цель настоящего курсадать студентам углубленное представление об этнопсихологических особенностях стран Востока. В этом смысле курс представляет собой продолжение и расширение курсов «Политические процессы на Востоке», «Политические системы и политическая культура стран Востока», в которых раскрываются в основном структурные особенности социально-политических процессов на Востоке, в частности, с точки зрения политической (и, частично, этнопсихологической, в тех сферах, в которых это затрагивает политические процессы) специфики.
Главная задача курса – получение студентами целостных знаний о содержательной стороне этнопсихологических особенностей наций и народов стран Азии и Африки, включающих в себя этнические особенности психики людей, национальный характер, законы формирования и функционирования национального сознания, этнических стереотипов и т.д., в сопоставлении их с более известными образцами, сложившимися на европейской почве. Прикладной характер читаемого курса обеспечивается богатым опытом делового и обыденного общения с представителями конкретных этносов профессорско-преподавательского состава кафедры Востоковедения, чье знание этнических особенностей, психофизиологии, символического мира и ценностных ориентаций других народов становится гарантом успеха в различного рода межэтнических переговорах, в которых многие из них принимали непосредственное участие.