Философское понятие культуры. Социальные функции культуры. Мировая и локальная культура.

Первоначально понятие «культура» использовалось древними римлянами для обозначения процессов обработки земли, возделывания почвы. Однако со временем его начинают применять для обозначения совершенствования, а также ко всему, что связано с человеческой деятельностью К XVIII веку французские материалисты (Вольтер, Кондорсе и др.) под культурой стали понимать процесс совершенствован человечества, очищение нравов, прогресс науки и цивилизованность европейцев по сравнению с другими народами.

В настоящее времяможно выделить несколько подходов к философскому пониманию культуры:

– деятельный, согласно которому культура рассматривается как внебиологический способ человеческой деятельности– аксиологический (це подход. Культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей.– нормативный, согласно которому культура связана с существованием норм, правил поведения людей, традициями, обычаями.– духовно-личностный, включающий развитие способностей людей, определенный уровень их образованности, воспитанности. Это те качества, что называется высокой культурностью, духовностью, интеллигентностью людей.– игровой,осмысляет культуру как проявление игры.

Социальные функции культуры:

1) Социализирующая. Усвоение человеком опыта, традиций, навыков предшествующих поколений

2) Коммуникативная, т.е. взаимодействие между людьми, социальными группами;

3)Знаково-символическая. Особенностью человеческой деятельности является ее символическая природа, 4.Игровая. Человеческая деятельность носит творческий характер, в основе которой лежат состязательные и развлекательные моменты (

4) Философский анализ культуры ставит проблему единства и многообразия культур. Любая национальная культура развивается в контексте всего мира Трагедией для любой национальной культуры является экспансия чуждой ей культуры (чужого языка, искусства, религии и т.д

39. Соотношение культуры и цивилизации: варианты интерпретаций.В современном философском языке понятия «культура» и « цивилизация» — одни из самых распространенных и многозначных. Термин «культура) переводится как «возделывание, обработка, развитие, почитание» Понятие «цивилизация» (гражданки) появилось во французском языке в рамках теории прогресса в XVIII в. С точки зрения наиболее распространенного и выражающего сущность самого человека деятельного подхода культура рассматривается как: 1) Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах 2)качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах формаций, этнических и национальных общностей (античная, феодальная, латиноамериканская, русская культура)

3)особенность сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная, экологическая).

Цивилизация может быть определена как собственно социальная организация жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов на основе воспроизводства, обеспечивающего ее бытие и развитие общественного богатства. Современная цивилизация выступает как общество, основанное на идеалах «разума», «справедливости», «уважения прав челов. Цивилизованный человек — тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом. Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность и субъективность, суть условие его свободы. Культура и цивилизация органично связаны. Генетически цивилизация «произрастает» из культуры, она есть в некотором роде культура Именно цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природный — необходимый признак культуры Техногенная цивилизация характеризуется:

1)темпы соц развития ускоряются(экстенсивное развитие сменяется интенсивным).

2)В культуре ценности - новации, новые идеи, традиция уходит на 2-ой план.

3)Активное использование техники.

40. Проблема будущего в духовной культуре человечества. Разнообразие форм, путей и методов постижения будущего.Нынешний этап общественного развития, характеризующийся стремительными темпами социального и научно-технического прогресса, со всей остротой ставит вопрос о будущем человеческой цивилизации. Предвидение будущего продиктовано сегодня той реальной опасностью, которая сложилась на планете в результате нарастающего загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов, тех социальных противоречий, которые непосредственно угрожают существованию людей. Исторический пессимизм прослеживается в различных философских учениях древних, так или иначе связанных с религиозным миропониманием о конце света. Вера в исторический прогресс связана с эпохой Возрождения, давшей образцы достижений науки, искусства, ремесел и ознаменовавшей идеал восходящею торжества разума. Обоснованию этой идеи посвятили свои работы Дж.Пристли, М.Кондорсе. И.Г.Гсрлср и другие мыслители, хотя особое место она заняла в творчестве Гегеля. Согласно Гегелю, история есть закономерный процесс, в котором каждая эпоха, будучи уникальной, представляет собой необходимую ступень в развитии человечества.

В 20 в. широкое распространение получили концепции цикличности человеческой истории, в которых всемирная история выступает лишь как совокупность историй отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций,

Многие современные философы просматривают перспективы будущего человечества сквозь призму концепций информационною общества. Осмыслению возможных путей развития человечества особое внимание уделяется в связи с обострением экологической ситуации. Показательна в этом плане классическая работа Дж.Форрестсра «Мировая динамика», в которой показано, что при сохранении нынешних темпов развития общества примерно с середины следующего века начнется резкое увеличение смертности из-за недостатка продовольствия, истощения природных ресурсов, чрезмерного загрязнения окружающей среды.

Наши рекомендации