Образовательный процесс
Знания и могущество человека совпадают,
ибо незнание причины затрудняет действия.
Природа побеждается только подчинением ей и то,
что в созерцании представляется причиной,
в действии представляется правилом
Ф. Бэкон
Из всех смыслов категории «образование» (система, процесс, результат, ценность, услуга и т.д.) наиболее четкого определения требует для преподавателя и студента «образование как процесс» (для понимания собственных функций, самоопределения, определения критериев, способов деятельности, результата). Из представлений о структуре образовательного процесса выстраивается понимание образовательных технологий: либо это технология взаимопроникающих процессов воспитания, обучения, развития в их единстве и целостности (инновационный подход), либо технология образования, отождествленного с обучением (наиболее распространенный традиционный подход).
Образовательный процесс семантика позволяет объяснить как изменение внутреннего образа. Он происходит везде и всегда как осознание самого себя, внешнего мира и их континуума. В учебном заведении образовательный процесс специально (специалистами) организован — это педагогический процесс. Составляющие педагогического процесса, как известно, воспитание, обучение, развитие. Таким образом, образовательный процесс представляет собой единство и целостность воспитания, обучения, развития, которые происходят всегда и везде. В авторитарной педагогике они употребляются еще и с приставкой «само», предоставляя студенту право быть, хотя бы иногда, за пределами учебного заведения субъектом в образовательном процессе. А в процессе педагогического взаимодействия его воспитание и обучение, конечно же, не «само» — вот такая методологическая установка для многолетнего тренинга в инфантильности. Ну а развитие? Его место в педагогическом процессе? Как на эти вопросы отвечает педагогика профессиональной школы? Приведем некоторые ответы, самые авторитетные., В пособии А.В. Петровского[23] отмечается: «Педагогика высшей школы своим предметом имеет процесс обучения и воспитания студентов и является отраслью общей педагогики. В ее задачи входит: анализ социально-исторических характеристик системы высшего образования, содержания, форм и методов обучения и воспитания, основ контроля и оценки успеваемости студентов на базе системного подхода к учебному процессу в вузах». Оказывается, развития в предмете педагогики может просто не быть. Но тогда вряд ли можно претендовать на «системный подход к учебному процессу в вузах». А в передовой статье журнала «Педагогика» с очень ответственным названием «Российская академия образования: стратегия деятельности» отмечается: «Цель образования — развитие личности учащихся, а не только формирование знаний, умений и навыков, которые выступают в качестве средства достижения этой цели»[24]. На данном тезисе можно провести целый методологический семинар с тем, чтобы расставить по местам цель, результат, средства. Но достаточно простой логики, чтобы признать, что целью плавания не могут быть взмахи руками, а целью бега — перестановка ног. В педагогике, однако, укоренилась иная логика, вернее ее отсутствие. По-прежнему в современных научных публикациях и официальных документах понятие «образование» (как процесс) употребляется в логике отождествления с «обучением» несмотря на правовую установку в Законе РФ «Об образовании» и признание ее РАО: «Многие теоретики бывшей АПН фактически сводили понятие «образование» к обучению, выводя процессы воспитания «за скобки»... Согласно закону об образовании в России: «Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства...». Теперь в правовой норме оставлено «за скобками» развитие. Как же быть развитыми, если технологии развития всего лишь передовой опыт, а не профессиональная норма огромной армии работников образования (и потому много знаем, мало можем). Даже придумали название — «развивающее обучение» как альтернативу неразвивающему, которое, стало быть, тоже возможно, если ваш опыт не передовой, массовый. Ничего опаснее для практики придумать нельзя. На это нам указывают и иностранные коллеги, искренне удивляясь тому, что такие мы умные, но почему — такие бедные. «В отличие от России и бывшего СССР, где образование рассматривалось и рассматривается в основном как обучение в школе и вузе, концепция, принятая в ЮНЕСКО и действующая со времени создания организации, носит расширительный характер и понимается как весь процесс формирования человеческой личности от рождения человека до конца его жизни»[25].
Дискуссия о понятии образования и о его внутренней структуре ведется перманентно и, пожалуй, не успевает за реальными социокультурными изменениями, детерминирующими функции образования. Полушутливое высказывание «Образование — это то, что остается, когда забыто все выученное» заставляет задуматься: «Так что же остается, когда забыто все выученное?». Если образование — это всего лишь обучение, то ничего и не остается. А если образование это воспитание, обучение и развитие, то остается очень многое: воспитание как умение управлять своими потребностями и, стало быть, интеллигентность, толерантность, высокий уровень внутренней свободы и духовности как умение размышлять, сомневаться, делать выводы, самоопределяться, адаптироваться; развитие как владение способами производить и оформлять собственные мысли, обмениваться ими с целью понимания, совершать осознанные действия, иметь высокий уровень рефлексивных способностей. Ну а информация, усвоение которой является результатом обучения, стирается (забывается), устаревает (остается невостребованной), обновляется (усваивается новая) и в огромных количествах хранится на дискетах и бумажных носителях. Превращать свою голову в «банк данных» молодое поколение не желает. Там ее должно быть достаточно для производства собственных мыслей, необходимых для принятия решений, для самоопределения в условиях перемен, неповторимых ситуаций.
Сколько существует человек с развитым сознанием, столько существует его образование как процесс осознания окружающего мира и себя в нем. И тем не менее все с новой силой разгораются дискуссии по поводу определения его сути, по-прежнему сталкиваются представления, порождая противоречия, медленно и трудно формируется понятие. Возможно, так будет всегда — настолько велика значимость вопроса, настолько глубок его смысл, актуальна современная трактовка. На данном этапе наиболее объективно сложившимся пониманием образования следует признать буквальный, семантический смысл как формирование образа, образа внешнего мира во внутреннем. Из чего он складывается? Если учесть единство и целостность субъекта образования с окружающим миром (био — социо — дух), то взаимодействие их происходит по каналам «движение — слово — мысль» в их единстве и целостности. И наука, и искусство, и мораль, и другие формы общественного сознания провозглашают их соответствие друг другу как внутреннюю гармонию. Эта одна из главных философских доминант излагается в разные времена как в прозе, так и в поэзии.
Слава доброму мышлению,
Слава доброму речению,
Слава доброму деянию.
Вечность — ярким трем огням.
Кто к благой склонился мысли,
Он склонен к благому слову,
Он идет к благому делу.
Слава верным трем путям.
Мысль — зерно, а слово — стебель,
Дело — колос пышной жатвы,
В триединстве завершенье,
Трижды слава трем лучам.
(К. Бальмонт «Воскресенье»)
Именно от образа мысли, слова, движения, в единстве и целостности образующих действие, и зависит внутренний образ, характеризуемый в современном понимании образованностью.
В педагогической науке, предметом которой является изучение образовательных процессов, их моделей и технологий, категория «образовательный процесс» разработана недостаточно. Образование рассматривается как ценность, как система, как результат и меньше всего как процесс. Именно поэтому неточно определяется содержание этого понятия и довольно запутано его соотношение с понятиями: воспитание, обучение, развитие.
В современной педагогической литературе категория «образовательный процесс» разработана на уровне представлений. И потому так трудно складывается различение между целым — «образование» и его частями — «воспитание», «обучение», «развитие». Достаточно сравнить несколько высказываний, претендующих на определение этих понятий.
«Сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма: передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего есть только внешняя сторона этого процесса, закрывающая самое существо его»[26].
«Обучение — овладение знаниями, умениями, способами творческой деятельности, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями»[27].
«Образование — овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных и творческих способностей, а также мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, вследствие чего они приобретают определенный личностный облик (образ) и индивидуальное своеобразие»[28].
«Образование как процесс — это постепенная адаптация личности к профессионально значимому знанию (освоение, понимание знания, умение использовать его в предстоящей профессиональной, исследовательской и проектной деятельности)»[29].
«Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие для подготовки человека к жизни и труду»[30].
«Образование — совокупность знаний, умений, навыков, которыми овладевает школьник»[31].
С определением основных педагогических дефиниций: образование, воспитание, обучение, развитие, в современной педагогике несколько проблем:
• чрезвычайная похожесть и невозможность их различить;
• неопределенность в их связях и отношениях;
• определения формулируются с внешней позиции, а не с позиции студента как субъекта образования, осуществляющего процесс изменения своего внутреннего образа (потребностей, норм, способностей).
Для процесса и результата образования весьма существенно понимание их взаимосвязей, которые синергетической философией образования характеризуются как непрерывное взаимопроникновение, как дополнительность. Во внутреннем они адекватны взаимосвязям между потребностями, нормами, способностями; во внешнем проявляются в самоопределении (принятии решений), в критериях и способах деятельности; в образовательных процессах, соединяющих внутреннее и внешнее, — адекватны взаимосвязям между целями, содержанием, методами.
Воспитание — процесс управления субъектом собственными потребностями, определяющими уровень его духовности и образ жизни. Воспитание в педагогическом процессе осуществляется через выращивание целей, их выстраивание с учетом предпочтений; в деятельности воспитание проявляется как самоопределение при принятии решений в различных ситуациях.
Обучение — процесс усвоения новых норм, определяющих уровень приобщения к культуре, традициям, достижениям Социума. Обучение в педагогическом процессе осуществляется через содержание образования как усвоение новой информации, как приращение к внутреннему содержанию субъекта, которое в деятельности проявляется как критерии (нормы, правила, предписания и т.п.) профессионального действия.
Развитие — процесс выращивания способностей путем совершения действия, использования способов деятельности, определяющих уровень цивилизованности социума. Развитие в педагогическом процессе осуществляется через методы образования как совместные способы деятельности преподавателя и студентов, в результате которых проявляются, выращиваются, окультуриваются способности мыслить (мыслетехнические), владеть словом (коммуникативные), осознавать действия (рефлексивные).
Понимание структуры образовательного процесса имеет важное практическое значение, ибо определяет понимание преподавателем собственных функций в педагогической деятельности: либо это только осуществление технологий обучения, либо единства и целостности технологий воспитания, обучения, развития.
Образование (как процесс) | Цели (Ц) | Содержание (О | Методы (М) |
Воспитание (В) | Цв | Св | Мв |
Обучение (О) | Цо | Со | Mo |
Развитие (Р) | Цр | Ср | Мр |
Синергетический принцип дополнительности позволяет описать функции образовательного процесса, которые состоят в овладении технологией непрерывного осознания:
• своего внутреннего, идеального, духовного;
• окружающего внешнего мира как конкретных ситуаций;
• их неразделимости, взаимопроникновения (континуума).
В субъекте образования происходит взаимопроникновение духовного и материального, он является материальным носителем духовности. Взаимодействуя с окружающим миром, который как сложная система состоит из взаимопроникающих элементов: «био — социо — дух», он участвует в соответствующих компонентах деятельности: предметной (труд), социальной (общение), мыслительной (теоретической). Их гармоничное сочетание в учебной деятельности обеспечивает истинную квалификацию как качественное исполнение профессиональных функций.
Профессиональное образование позволяет усвоить на уровне тренингов правила самоорганизации самого себя и социальных систем, если преподаватель осуществляет свою педагогическую деятельность на базе синергетической парадигмы в соответствии с теорией сложных систем, их самоорганизации, динамики хаоса и порядка, устойчивого состояния, если он владеет инновационными педагогическими технологиями и соответствующими им моделями педагогического взаимодействия.
Процесс взаимодействия субъекта образования с окружающим миром происходит постоянно, результатом его является изменение его образа, изменение сознания. Осуществляя системный подход к изучению сознания как педагогической категории, его можно I' представить состоящим из элементов (подсистем): потребности, нормы, способности, и связей между ними. Стремясь к гармонии в собственном сознании, субъект (в чем и состоит его субъектность) управляет своими потребностями — процесс воспитания; усваивает (делает своими) нормы — процесс обучения; выращивает свои способности — процесс развития, тем самым преодолевает несоответствие между ними, обеспечивает движение к гармонии.
Образовательный процесс — это осознание субъектом окружающего мира и взаимодействия с ним, осознание собственных действий, в результате чего в его сознании происходят изменения потребностей, норм, способностей, в целостности и единстве происходят процессы воспитания, обучения, развития.
Осознание происходит везде и всегда, но чаще всего без технологий (это удел специалистов — педагогов-профессионалов), и, тем не менее, имеет определенный результат, зависящий от жизни, окружающей действительности, реальностей.