Образовательный процесс, его сущность.

Вопрос :Сущность процесса обучения и его место в целостной структуре образовательного процесс

Образовательный процесс, его сущность.

Процесс (от лат. processus — продвижение), - это: 1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; 2) Совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Процесс обучения (или образовательный процесс) является наряду с процессом воспитания частью целостного педагогического процесса.

В современном понимании для обучения характерны сле­дующие признаки: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителей и учащихся; 3) руководство со сторо­ны учителя; 4) специальная планомерная организация и уп­равление; 5) целостность и единство; 6) соответствие зако­номерностям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием и воспитанием учащихся.

Под процессом обучения понимается совокупность связанных между собой действий учеников и учителя, взаимно обуславливающих друг друга и подчиненных достижению общей цели: осуществлению у учеников и педагогов определенных сравнительно устойчивых изменений.

Функции обучения: образовательная, развивающая, воспитательная.

Функции обучения реализуются посредством органического соединения трех категориально значимых педаго­гических явлений, к которым относятся:

- деятельность педагога (преподавание), которая рассматривается как система действий, направленная на организацию условий для учебно-познавательной деятельности учеников. Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач),- обеспе­чение информирования, воспитания, осознания и практи­ческого применения знаний. Содержа­ние преподавания составляют: система знаний по конкретному предмету, умение формировать систему знаний необходимого уров­ня у учеников, развивать их познавательные интересы и комму­никативные умения. Преподавание включает следующие этапы: подготовительный (планирование учебного процесса, его содержания и технологии); собственно обучающий (вводно-мотивационная и операционно-познавательная деятельность); контролирующий и аналитико-корректировочный (деятельностный подход к обучению);

- деятельность ученика, т.е. собственно освоение учебного материала (учение) — это целенаправленная, мотивированная, са­морегулируемая, преобразующая деятельность по овладению, переработке, хранению и применению системы знаний, в результате которой происходит развитие и воспитание личности. Учение — процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изме­няются ранее приобретенные. В учении выделяются следующие компоненты: содержательно-операцион­ный (знание и способы аналитико-синтетической деятельности);ориентировочный (принятие цели, норм, и правил учебно-по­знавательной деятельности); энергетический (воля, эмоции); мотивационно-оценочный (отношение человека к учебной деятельности и осваиваемым знаниям);

- саморазвитие участников процесса обучения (педагога и уча­щихся), которое рассматривается как активное, последовательное, прогрессивное и необратимое изменение психологического статуса личности на основе потребности в самосовершенствовании.

Структура процесса обучения

Образовательный процесс, его сущность. - student2.ru

Образовательный процесс, его сущность. - student2.ru

Наши рекомендации