Понимание значимости технологий
В образовании
Потребность в систематизации изучаемых
связей постоянно вынуждает нас к тому,
чтобы окружать окончательные истины в последней
инстанции густым лесом гипотез
Ф. Энгельс
Самое непосредственное влияние на качество образования оказывает позиция преподавателя — понимание им собственных функций в реализации технологии: цели как прогнозирования результата педагогического процесса для каждого обучаемого, содержания как превращения внешнего (окружающего мира) во внутреннее содержание обучаемого, методов как способа совместной деятельности преподавателя и обучаемых. Период социально-экономических реформ, нарушая эволюционное изменение бытия и соответствующего ему сознания, характеризуется расширением, углублением сферы конфликтов, в основе которых несоответствие между старым (в сознании) и новым (в бытии). Сохраняя все ценное, что накопила система профессионального образования, каждому преподавателю сегодня необходимо встать на путь преодоления отживших стереотипов в понимании собственных функций, осознания новых подходов в реализации педагогических технологий.
Существующий порядок постановки целей на процесс требует переориентации на результат, результат для каждого как приращение к его потребностям (управление потребностями — воспитание), к его нормам (присвоение новых норм — обучение), к способностям (развитие); тогда результатом будет образование.
Сложилась иллюзия, что содержание лекции — внешнее для обучаемых, т.е. содержание преподавателя (если он владеет учебным материалом не на уровне считывания с листа) становится содержанием обучаемого. Чтобы эту иллюзию закрепить, идет бессмысленная работа по придумыванию форм контроля знаний — поиск впотьмах того, чего нет. Тогда как в педагогическом процессе идет выращивание внутренних норм как присвоение новой информации в той лишь степени, в какой позволяет реальное состояние («опорные знания»), в зависимости от продуктивности выбранного преподавателем метода.
Именно в методах больше всего стереотипов, от которых следует избавляться, используя критерии педагогического действия. Если метод — это способ совместной деятельности преподавателя и обучающегося, то он определяется их способностями (мыслетехническими, коммуникативными, рефлексивными) и их развивает. Главный критерий метода — результативность как приращение к способностям каждого. Методы в профессиональном образовании несут на себе функцию овладения профессиональными способами деятельности.
Формирование педагогической квалификации преподавателей высшей школы следует рассматривать как единство и целостность педагогической позиции (понимания собственных функций) и владения педагогическими технологиями.
Понимание собственных функций преподавателем обусловлено пониманием основных профессиональных дефиниций: субъект образования, педагогический процесс, результат образования, которые и составляют теоретические основы педагогических технологий.
• Студент — субъект образования, т.е. осознающий действия и взаимодействия. Образование как процесс — изменение внутреннего образа в процессе осознания собственных действий «до» и «после» их свершения.
• Педагогический процесс в вузе — специально (технологично) организованный образовательный процесс, составляющие которого — воспитание, обучение, развигие. Педагогические процессы гармонизируют состояние сознания субъектов, если в педагогических взаимодействиях равнозначно реализуются технологии воспитания, обучения, развития, укрепляется гармоничная внутренняя структура субъекта: индивид («био») — личность («социо») — человек («дух»).
• Результатом образовательных процессов следует считать те непрерывные приращения (А) в потребностях (через цели), во внутренних нормах (через содержание), в способностях (через методы), которые обеспечиваются в модульной системе образования, в технологиях усвоения репродуктивного и производства продуктивного знания, в моделях гармонизации состояния сознания. На индивидуальный результат образования каждого студента влияют не только аудиторные взаимодействия, но и все образовательное пространство за весь период образования в вузе и после него. Оценка результата образования в предлагаемой инновационной парадигме в корне отличается от сложившейся традиционно. Если продолжать утверждать авторитарное взаимодействие в процессе контроля знаний, то во всех формах контроля выявляется недостаточность усвоенного, порождается соответствующее психологическое состояние недостаточности, подавленности и в итоге — закомплексованности. Передача этой функции компьютеру через тестирование позитивна, ибо позволяет сохранить благоприятную эмоциональную среду в общении студентов и преподавателей.
Вопросы для обсуждения
1. Функции современного образования.
2. Изменение педагогической позиции в современных условиях.
3. Взаимосвязь профессиональных убеждений и действий.
4. Значимость педагогических технологий и их влияние на педагогическую позицию.
Контрольные вопросы
1. Роль образования для личности и общества.
2. Система профессиональных убеждений преподавателя.
3. Структура педагогической позиции в профессиональном образовании.
Упражнения
1. Профессиональная позиция преподавателя.
Поразмышляем по поводу функций образования, нашего понимания их, а значит, по поводу собственной педагогической позиции. Формирование нашего сознания в образовательных процессах целенаправлено по функциям.
Если мы — преподаватели, т.е. специалисты в сфере образования, считаем эти функции своими, то понимаем и реализуем через цели (преобладает воспитание), через содержание (преобладает обучение), через методы (преобладает развитие). При этом все перечисленные функции взаимосвязаны, взаимодействуют, взаимообусловлены, взаимозависимы.
А как Вы понимаете собственные функции, т.е. из чего складывается Ваша педагогическая позиция?
2. Педагогическое самоопределение.
Характер педагогической деятельности (цели, содержание, методы, результат) определяется позицией преподавателя — пониманием собственных функций.
1) Как понимание собственных функций влияет в Вашей деятельности на педагогическую позицию?
2) Не всякое действие есть педагогический процесс. Существуют определенные условия — критерии педагогического процесса. Степень их реализации в деятельности преподавателя является степенью педагогичности учебного процесса. Как Вы в собственной педагогической деятельности обеспечиваете ее критерии?
Критерии | Свойства процесса обучения | ||
Активное ¯ | Проблемное ¯ | Развивающее ¯ | |
Естественность ® | потребности | нормы | способности |
Целостность ® | воспитание | обучение | развитие |
Технологичность и творческий подход ® | цели | содержание | методы |
3. Механизм педагогического действия – педагогические способности; оцените их уровень в своих действиях.
Глава 21
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ