Если причиной является понимание будущих изменений, то это понимание должно проявиться раньше во времени, чем любое из вызванных им следствий.

Сенсорный опыт во времени.

Технология «Линия жизни»

Определяем линию жизни. Где у нас настоящее, где будущее, а где прошлое. Ставим в намеченные точки скамейки (стулья). Одно в настоящем, другое в будущем, когда проблема будет решена, а третье в прошлом, за миг до того, как началась проблема.

Просим пациента сесть на стул, там, где он определил настоящее и в ассоциированном виде, идентифицировался с проблемой. Просим его посмотреть в будущее и представить себя, сидящем на стуле будущего, и уже достигшим поставленной цели. Просим подумать и сказать: «Что я должен сделать, чтобы войти в образ достижения, дойти до будущего с решённой проблемой?».

После высказывания, встаём со стула, отходим в диссоциацию, разотождествляемся с проблемой, идём в будущее, садимся на стул будущего и говорим себе из будущего: «Что он (она), сидящий там, на стуле настоящего, теперь уже прошлого, должен сделать, чтобы стать таким как «я», достигший решения проблемы?» Накладываем тональный якорь или кинестетический, например, похлопать по плечу.

Наложив ресурсный якорь на ресурсное состояние, просим пациента встать, выйти в диссоциацию и направиться в прошлое, где надо сесть на стул «до того как» началась проблема. стараемся ассоциироваться с тем временем, отождествиться с ним, закрываем глаза и представляем себя. На высоте кинестетических переживаний, накладываем ресурсный якорь.

Берём РЕСУРСЫ из прошлого и будущего, идём по линии жизни к настоящему, садимся на стул. Закрываем глаза, ассоциируемся с настоящим моментом, в этот момент психотерапевт накладывает якоря из прошлого и будущего, начинается процесс ИНТЕГРАЦИИ.

Когда интеграция заканчивается, глаза можно открыть. Для экологической проверки просим пациента сделать какую-нибудь метафору из стульев, чтобы убедиться в произошедших изменениях.

Итак, если есть проблема, которую пациент не может решить, то это может значить, что он ассоциирован и сильно отождествлён с проблемным состоянием в настоящем, а потому не осознаёт желаемого результата в будущем, что не включает механизма решения проблемы и достижения поставленной цели.

Путь к изменению состоит вначале в том, чтобы подумать о желаемом состоянии - диссоциированно, как о будущей возможности. Это пациент делает, когда сидит на стуле настоящего.

Затем пациент диссоциируется от нынешнего проблемного состояния и ассоциируется в будущем с ресурсным «я». Теперь он в будущем с ресурсом. Что мы и якорим.

С этой удобной позиции будущего он может видеть старое проблемное поведение в завершённом прошлом.

Приблизительно тоже самое происходит и из позиции прошлого.

Теперь можно произвести ИНТЕГРАЦИЮ в позиции настоящего. Ресурсное будущее, ресурсное прошлое с нынешним сейчас, чтобы ощутить ресурсы в настоящем, а проблему увидеть – как изжитую в прошлом

При этом уместны сдвиги глагольных времён, отвечающих за кодирование времени предикатами речи. Например: «Вот ты сидишь и ассоциирован с ним. Будучи отождествлённым с будущим, посмотри на себя в прошлом. Ты сидишь в прошлом, что посоветовать и какой дать НАКАЗ?» таким образом, постановкой вопроса мы сдвигаем событие проблемной ситуации из настоящего времени в прошелшее время, изящно применяя глагольные время прошедшего времени.

Задача состоит в том, чтобы пациент «самопроизвольно» глядя на себя из будущего в прошлое – начал говорить о своей проблеме в глаголах прошедшего времени, при этом «видя» свою проблему визуальном прошлом, что и позволяет психотерапевту узнать, переместилась ли проблема по шкале времени в прошлое.

В ходе психотерапии, психотерапевт правильной постановкой вопроса, пытается пациента «навести» на мысль говорить о проблеме в прошедшем времени. Например: «Я поражаюсь тому, как много беспокойства причиняла вам проблема когда вы сейчас смотрите на неё и видите её в далёком прошлом, там, на линии жизни».

Если пациент продолжает упорно говорить о проблеме глаголами настоящего времени, хотя и находится в будущем, то работу следует продолжить, поработать над диссоциацией, разотождествлением, якорением проблемного состояния и выявлением и якорением мощного ресурса.

В основе этой мощной технологии «Линия жизни» лежит концепция причинно-следственных отношений. Эта концепция важна ждля понимания и предсказания будущих желательных событий. Причина должна существовать во времени раньше следствия.

Если причиной является понимание будущих изменений, то это понимание должно проявиться раньше во времени, чем любое из вызванных им следствий.

Поэтому причинно-следственному закону все ассоциативные связи, участвующие в нашем осознании опыта, целиком зависят от упорядоченного ощущения времени, вот почему важно прорабатывать «Линию времени» и «Линию жизни» с пациентом.

Наши рекомендации