Г) С точки зрения целостного подхода к процессу обучения
1. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ:
- словесные, наглядные, практические;
- индуктивные, дедуктивные;
- репродуктивные;
- частично-поисковые;
- проблемно-поисковые;
- исследовательские;
- эвристические;
- самостоятельная работа.
2. МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ:
- интереса к учению;
- долга и ответственности в обучении.
3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ:
- устный;
- письменный;
- лабораторно-практический;
- программированный.
С точки зрения обеспечения личностно-ориентированного подхода в обучении выделяют методы продуктивного обучения (когнитивные, креативные, организационнодеятельностные).
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
(А.В. ХУТОРСКОЙ)
Особое место занимают эвристические методы, с помощью которых студентов создают «образовательную продукцию», как в изучаемых учебных дисциплинах, так и в организации своего образования.
К эвристическим методам относятся: эвристические вопросы; конструирование понятий, правил и теорий; прогнозирование ошибок; рефлексия; смысловое и образное видение моделируемого объекта (процесса, результата) и другие.
Выбор методов определяется:
- смысловыми целями обучения;
- особенностями учебных программ;
- целью занятия;
- возможностями студентов;
- имеющимися средствами обучения;
- возможностями и особенностями преподавателя, уровнем его теоретической и практической подготовки, методического мастерства;
- учебной ситуацией.
Из совокупности определенным образом связанных форм и методов обучения можно создавать системы занятий (обучения). Кроме того, такие системы могут быть образованы путем трансформации методов обучения до уровня форм обучения.
Особое место в обучении студентов занимают активные и интерактивные (как подвид активных) методы обучения.
1.4. Значение активных и интерактивных методов обучения.
Принципы их применения
Активные методы обучения (АМО) позволяют формировать знания, умения и навыки путем вовлечения студентов в активную (чаще совместную) учебно-познавательную деятельность (см. схему 1).
Схема 1. Значение активных методов обучения
Активные методы (см. схему 2) обучения успешно формируют:
- способность адаптироваться в группе;
- умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией;
- готовность принять на себя ответственность за деятельностью группы;
- способность устанавливать контакты с людьми;
- способность выдвигать и формулировать идеи, проекты;
- готовность идти на рассчитанный риск и принимать нестандартные решения;
- умение избегать повторения ошибок и просчетов;
- способность ясно и убедительно излагать свои мысли, быть немногословным, но понятным:
- способность предвидеть последствия предпринимаемых шагов;
- умение ценить и продуктивно использовать рабочее время.
Высокая степень гибкости и адаптивности активных методов обучения позволяет преподавателю с равной эффективностью использовать их в следующих случаях:
- в заключение лекции, рассказа, беседы – как практическое обоснование актуальности рассматриваемого вопроса;
- для иллюстрации положений, разбираемых в процессе лекции;
- параллельно лекции – часть материалов представляется в устном изложении, а другая – посредством активного метода;
- вместо лекции – вся тема занятия раскрывается при помощи активного метода (деловой игры, анализа конкретных ситуаций и др.);
- как цикл самостоятельных занятий (семинары-тренинги, кейс-стади и др.)
Учебный процесс с использованием активных методов обучения опирается на совокупность принципов обучения, выработанных педагогической наукой. Однако, помимо общедидактических, в активном обучении студентов разработаны свои специфические принципы.
Принципы использования активных методов обучения:
- принцип равновесия между содержанием и методами обучения с учетом подготовленности студентов и темой занятия;
- принцип моделирования объектов, процессов, условий, событий, действий реальной среды, отношений;
- принцип проблемности;
- принцип критического анализа негативного опыта (анализ типичных ошибок и выработка адаптивных стратегий);
- принцип непрерывного обновления;
- принцип организации коллективной деятельности в динамических микрогруппах;
- принцип опережающего обучения;
- принцип диагностики (входного контроля) и итогового контроля;
- принцип субъект-субъектных отношений;
- принцип научной организации труда и экономии учебного времени;
- принцип фасилитации и эмпатии.
Схема 2. Основные виды активных методов обучения