Информационные технологии управления с точки зрения системного подхода

Понятие управленческой информации. подходы к оценке информации. свойства управленческой информации. понятие информационных ресурсов.

ИНФОРМАЦИЯ – это совокупность закодированных сведений необходимых для при-нятия решений и их реализации.

К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ относится информация, которая обслуживает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и обеспечивает решение задач организационно-экономического управления народным хо-зяйством и его звеньями.

Она представляет собой разнообразные сведения экономического, технологическо-го, социального, юридического и др. характера. При этом сведения экономического ха-рактера являются важнейшей составляющей управленческой информации.Информация характеризуется определенными свойствами, зависящими как от данных (содержательной части информации), так и от методов работы с ними. Перечислим наиболее важные из этих свойств:

– информация представляет новые сведения об окружающем мире, отсутствовав-шие до ее получения;

– информация не материальна, несмотря на то, что она проявляется в форме знаков и сигналов на материальных носителях;

– знаки и сигналы могут предоставить информацию только для получателя, спо-собного их воспринять и распознать;

– информация неотрывна от физического носителя, но в то же время не связана ни с конкретным носителем, ни с конкретным языком;

– информация дискретна – она состоит из отдельных фактических данных, пере-дающихся в виде отдельных сообщений;

– в то же время информация непрерывна – она накапливается и развивается посту-пательно.

К «информации» применяют такие понятия как «качество» и «ценность». Под качеством информации понимают совокупность свойств, отражающих степень пригодности конкретной информации об объектах и их взаимосвязи для достижения целей, стоящих перед пользователем. Среди основных потребительских показателей качество информации, определяющих возможность и эффективность ее использования, можно назвать следующие:

– РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ – правильность отбора и формирования информации для адекватного отражения передаваемой действительности;– СОДЕРЖАТЕЛЬНО;СТЬ;– ДОСТАТОЧНОСТЬ – ДОСТУПНОСТЬ – АКТУАЛЬНОСТЬ – СВОЕВРЕМЕННОСТЬ – – ТОЧНОСТЬ и ДОСТОВЕРНОСТЬ –– ЦЕННОСТЬ –– ПОНЯТНОСТЬ –– КРАТКОСТЬ –– УСТОЙЧИВОСТЬ – В теории информации также существует понятие «количества информации».

КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ – мера снятия неопределенности одной случайной вели-чины в результате наблюдения за другой..

Для оценки количества информации применяются различные подходы, среди кото-рых можно выделить статистический, семантический и прагматический.

СТАТИСТИЧЕСКИЙ подход реализуется в теории информации. Его основоположни-ком считается Клод Шеннон, опубликовавший в 1948 году свою математическую теорию связи.

Согласно К. Шеннону, количество информации измеряется величиной уменьшения неопределенности состояния системы после получения информации.

СЕМАНТИЧЕСКИЙ подход является трудно формализуемым. В науке он еще до конца не определен.

Наиболее часто для измерения смыслового содержания информации используется тезаурусная мера, предложенная Ю. И. Шнейдером.

ТЕЗАУРУС(от греч. (thesauros — сокровище, сокровищница) — это совокупность смысловыражающих единиц языка с заданной системой семантических отношений. Концепция те-заурусного метода состоит в том, что для восприятия информации ее получатель должен обладать определенным запасом знаний (тезаурусом).

В ПРАГМАТИЧЕСКОМ подходе количество информации рассматривается с точки зре-ния достижения получателем поставленной цели. Подход основывается на статистической теории Шеннона и рассматривает количество информации как приращение вероятности достижения цели. .

Информационные технологии управления с точки зрения системного подхода.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объеди-ненных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обра-ботку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их, надежности и оперативности.

Под ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ УПРАВЛЕНИЯ понимается система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и защиты управленческой информации на основе применения развитого программного обеспечения, средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которых эта информация предоставляется пользователям.

Система — это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, сведений, знаний о природе, обществе и т. п. Объект можно считать системой если он обладает следующими свойствами:

1) Целостность и делимость. Система — это целостная совокупность элементов. С другой стороны, в ее составе отчетливо могут быть выделены целостные объекты (элементы). Элемент системы — это часть системы с оп-ределенным функциональным назначением. Сложные элементы систем, со-стоящие из более простых, называют подсистемами.

2) Наличие устойчивых связей (отношений) между элементами и их свойствами, превосходящих по мощности связи этих элементов с элемента-ми, не входящими в данную систему.

3) Организация. Это свойство связано со снижением энтропии систе-мы по сравнению с энтропией системообразующих факторов.

4) Эмерджентность. Предполагает наличие таких свойств, которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности.

Структура системы — это совокупность элементов системы, находя-щихся в определенной упорядоченности и сочетающих локальные цели для наилучшего достижения главной цели системы. Число компонентов системы и их связей должно быть минимальным, но достаточным для выполнения главной цели системы.

Одними из основных принципов организации систем является прин-ципы централизации и децентрализации.

В централизованной системе сравнительно легко обеспечить согласованную деятельность подсистем, направленную на достижениё единой цели. Централизованная система обладает большой живучестью за счет оперативного перераспределения функций и ресурсов.

В децентрализованных одноуровневых системах сбор информации о состоянии системы, оценка текущей ситуации, реализация управленческих решений осуществляются более оперативно.

Рациональное сочетание элементов централизации и децентрализации предполагает организацию информационных потоков таким образом, чтобы информация использовалась в основном на том уровне, где она создается, т. е. необходимо стремиться к уменьшению числа передач информации между уровнями системы.

Система управления представляет собой совокупность объекта управления (например, организация) и субъекта управления (управленческого аппарата). Управленческий аппарат объединяет сотрудников, формулирующих цели, разрабатывающих планы, устанавливающих требования к принимаемым решениям, а также контролирующих их выполнение

Наши рекомендации