Личность с точки зрения гуманистического подхода

• концепция становления - побег, предательство по отношению к себе; принять на себя ответственность

• единственная реальность - реальность личная и субъективная

Модель коммуникативного процесса

Специфика – вырабатывается общий в процессе коммуникации.

Обмен информацией – влияние одного на другое.

Одна система кодировки.

Структура речевого сообщения

• значение и смысл слов, фраз - 7% информации выразительные качества голоса (модуляция высоты голоса, тональность, тембр, интонация, дикция), паралингвистика экстралингвистика : околоречевые - смех, хмыканье, плач, вздохи, охи, разделительные звуки, нулевые звуки

Коммуникативные барьеры

• смысловой - одно явление - разный личностный смысл

• эмоциональный — переживание мешает адекватно общаться

• барьер отношений - как к личностям или социальным ролям

• барьеры речи

• когнитивный барьер - место общения не соответствует характеру

Составляющие невербального коммуникативного канала

• оптико-генетика - мимика, жесты, пантомимика

• проксемика - организация пространства и времени

• предметные контактные действия — похлопывания, толчки

• ольфакторные

Виды личных дистанций по Э. Холлу

• интимная зона - 0-45 см, допускаются только близкие люди

• личная персональная зона - 45-120 см, для обыденного общения

• социальная зона - 120-400 см, для официального общения

• публичная зона - 4-7 м, с незнакомыми людьми
24.Ошибки атрибуции

• фактор установки - зависит от предшествующей оценки

• фактор превосходства - хорош в чем-то, значит хорошо во всем
фактор физической привлекательности

• фактор отношения к наблюдателю — человека, к которому
относимся хорошо, воспринимаем хорошо в целом

Эффекты восприятия людьми друг друга

• эффект проекции - свойство людей приписывать приятным для них людям свои приятные качества, а неприятным – свои негативные

• эффект ориола - в условиях дефицита информации, когда первичная информация окрашивает дальнейшую информацию

• эффект первичности и новизны - новая информация воспринимается лучше, чем старая

Механизмы социального познания

• рефлексия - осознание человеком того, как его воспринимает партнер по общению

• идентификация - отождествление себя с собеседником.

• атрибуция - интерпретация поведения человека

Схема интеракции по Эрику Берну

• родитель — правило, которое позволяет ориентироваться в стандартных ситуациях

• взрослый - прием решений на основе реальностей а ребенок - следует своим желаниям, советам родителей, проявляет

• творчество, слабость

Понятие группы, классификация групп

Группа - реально существующее образование людей, которые объединены признаком, идеей, условиями существования, действиями; осознают свою принадлежность.

Классификация:

• лабораторные

• естественные - большие и малые

29. Классификация малых групп
По уровню группового сознания

конгломерат - цель существования еще не осознана

ассоциация - пониают, зачем, но нет еще единства

кооперация — есть цель и единство деятельности

корпорация - есть психологическое единство, характерны групповой эгоизм и индивидуализм

коллектив

гомфотерный коллектив (сбитый) — это коллектив + психофизиологическая совместимость

По характеру направленности

Int-группа - группа, активность которой направлена внутрь (детский клуб, психотерапевтическая группа)

Ехt-группа - группа, активность которой направлена во вне (группа зеленых)

30. Понятие социальной фасилитации и социальной лености
Социальная фасилитация - усиление доминирующей реакции в присутствии других людей; чем больше людей, тем сильнее фасилитация.

Социальной леность - тенденция людей прилагать меньше усилий для достижения цели.

Понятия и виды конформизма

Конформизм - изменение поведения или убеждений в результате реального или мнимого давления группы.

Виды:

· уступчивость

· одобрение

Причины конформного поведения

нормативное влияние, забота о социальном имидже информационное влияние, или желание быть точным

Факторы, облегчающие подчинение по Милграму и Ашу

эмоциональная удаленность от жертвы

близость и законность авторитета

освобождающее воздействие группы

Наши рекомендации