Практические рекомендации по использованию активных и интерактивных методов обучения

Метод анализа конкретных ситуаций (АКС)

Под конкретной ситуациейпонимается событие, которое включает в себя противоречие (конфликт) или выступает (вступило, находилось) в противоречии с окружающей средой. Как правило, это нежелательное нарушение или отклонение в социальных, экономических, организационных, педагогических, производственных и технологических процессах.

Наиболее характерная черта ситуации – неопределенность, непредсказуемость ее появления. Но было бы неправильно полагать, что объектом учебных занятий должны быть только отрицательные, негативные по содержанию ситуации. Чрезвычайно важны и ценны, с точки зрения учебных целей, ситуации, в которых присутствует положительный пример или опыт, изучение и заимствование которого приводит к повышению качества производственной и общественной деятельности.

АКС выполняет три основные функции:

1) служат инструментом исследования и изучения;

2) оценки и выбора;

3) обучения и воспитания.

Достоинства метода заключаются, прежде всего, в сочетании простоты организации занятия с эффективностью результата. В процессе разрешения конкретной учебной ситуации, студенты обычно действуют по аналогии с реальной практикой, то есть используют свой опыт, применяют в учебной аудитории те способы, средства и критерии анализа, которые были приобретены ими в процессе предшествующей учебной деятельности и производственных практик. При этом слушатели нередко сами обнаруживают, что некоторые точки зрения, критерии оценки и выбора решений, методы анализа, которые раньше считались ими как правильные и достаточно надежные, оказываются неэффективными, а то и вовсе ошибочными. Под влиянием совместной учебной деятельности над конкретными ситуациями традиционные подходы постепенно разрушаются, отвергаются самими студентами, как непродуктивные. Формируется новая система приемов и способов работы. Изменяется характер взглядов студентов, они обретают способность делать то, что раньше не умели. После окончания обучения будущие специалисты на своих рабочих местах начинают действовать по аналогии с учебной деятельностью, то есть применяют на практике приобретенный опыт.

Метод АКС допускает анализ практически неограниченного разнообразия ситуаций для обучения студентов. В учебном процессе при помощи этого метода могут быть подвергнуты нижеследующие реальные и учебные ситуации.

Виды реальных или учебных ситуаций:

- события на определенной стадии развития или состояния;

- явления или процессы завершившиеся или преобразующиеся;

- источники или причины возникновения, развития или отклонения от нормы каких-либо фактов или явлений;

- зафиксированные результаты или наиболее вероятные последствия изучаемых явлений или процессов;

- административные, социальные, юридические, экономические решения или оценки;

- поведение или действия субъектов (конкретных лиц или групп, участников конкретных событий).

Очень часто все перечисленные ситуации изучаются и анализируются одновременно во всей сложности взаимосвязей и взаимозависимостей как составные элементы конкретной ситуации.

Типы ситуаций для анализа

практические рекомендации по использованию активных и интерактивных методов обучения - student2.ru

Схема 3. Типы ситуаций для анализа

Модификации ситуаций (см. схему 3):

1)ситуация – иллюстрация (демонстрирует закономерности, механизмы, следствия);

2) ситуация – оценка (описание конкретного события и принятых мер);

3)ситуация – упражнение (обращение к специальным источникам информации, литературе, справочникам).

Варианты занятий

1-й вариант. В процессе подготовительной работы перед АКС студент должен устранить пробелы в знаниях путем предварительного изучения «досье ситуации». Анализ ситуации проводится фронтально с участием преподавателя;

2-й вариант. АКС проводится в аудитории, но дополнительные сведения студенты получают из специально подобранной литературы или кейсов, подготовленных преподавателем. Форма работы студентов групповая (творческими микрогруппами по 4 - 6 человек). Принятие решений осуществляется после общегрупповой дискуссии.

З-й вариант.Каждая творческая микрогруппа работает самостоятельно над различными (но типичными) реальными ситуациями. Анализ конкретной ситуации осуществляется методом мозгового штурма. Справки и дополнительные сведения по ситуациям дает преподаватель. После завершения работы, каждая команда защищает свое решение перед всей группой. Преподаватель делает обобщенный вывод в целом по всем рассмотренным типовым ситуациям.

4-й вариант.Студенты работают с ситуациями, не имеющими однозначно заданных параметров (с недостающими данными в описании проблемы, т.е. в условии). Они самостоятельно методом обсуждения определяют, какой информации, каких знаний у них недостает для решения проблемы, и восполняют пробелы на основе поиска информации в научных источниках, изучения практического опыта или проведения исследования. Завершающий этап анализа конкретных ситуаций осуществляется на последующем занятии.

5-й вариант.Студенты теоретически готовы к решению ситуации. Им на рассмотрение даются ситуации с множественными переменными, предполагающие неоднозначные многовариантные решения. Все группы работают над одной ситуацией. Используется вариант брейнринга.

Приемы предъявления ситуаций:

- видеозапись какого-либо реального события;

- кино-эпизоды;

- магнитофонная запись беседы, интервью, обсуждения, доклада, речи;

- набор фотодокументов, схем, графиков;

- «досье ситуации» - набор различных бумаг, документов, инструкций, рекомендаций, планов, конспектов;

- конференция с участием специалистов;

- игровой метод;

- классический метод – полный набор материалов (кейс);

- комбинированный способ, когда одновременно используются несколько из перечисленных выше вариантов.

Наши рекомендации