Практические рекомендации по использованию активных и интерактивных методов обучения
Метод анализа конкретных ситуаций (АКС)
Под конкретной ситуациейпонимается событие, которое включает в себя противоречие (конфликт) или выступает (вступило, находилось) в противоречии с окружающей средой. Как правило, это нежелательное нарушение или отклонение в социальных, экономических, организационных, педагогических, производственных и технологических процессах.
Наиболее характерная черта ситуации – неопределенность, непредсказуемость ее появления. Но было бы неправильно полагать, что объектом учебных занятий должны быть только отрицательные, негативные по содержанию ситуации. Чрезвычайно важны и ценны, с точки зрения учебных целей, ситуации, в которых присутствует положительный пример или опыт, изучение и заимствование которого приводит к повышению качества производственной и общественной деятельности.
АКС выполняет три основные функции:
1) служат инструментом исследования и изучения;
2) оценки и выбора;
3) обучения и воспитания.
Достоинства метода заключаются, прежде всего, в сочетании простоты организации занятия с эффективностью результата. В процессе разрешения конкретной учебной ситуации, студенты обычно действуют по аналогии с реальной практикой, то есть используют свой опыт, применяют в учебной аудитории те способы, средства и критерии анализа, которые были приобретены ими в процессе предшествующей учебной деятельности и производственных практик. При этом слушатели нередко сами обнаруживают, что некоторые точки зрения, критерии оценки и выбора решений, методы анализа, которые раньше считались ими как правильные и достаточно надежные, оказываются неэффективными, а то и вовсе ошибочными. Под влиянием совместной учебной деятельности над конкретными ситуациями традиционные подходы постепенно разрушаются, отвергаются самими студентами, как непродуктивные. Формируется новая система приемов и способов работы. Изменяется характер взглядов студентов, они обретают способность делать то, что раньше не умели. После окончания обучения будущие специалисты на своих рабочих местах начинают действовать по аналогии с учебной деятельностью, то есть применяют на практике приобретенный опыт.
Метод АКС допускает анализ практически неограниченного разнообразия ситуаций для обучения студентов. В учебном процессе при помощи этого метода могут быть подвергнуты нижеследующие реальные и учебные ситуации.
Виды реальных или учебных ситуаций:
- события на определенной стадии развития или состояния;
- явления или процессы завершившиеся или преобразующиеся;
- источники или причины возникновения, развития или отклонения от нормы каких-либо фактов или явлений;
- зафиксированные результаты или наиболее вероятные последствия изучаемых явлений или процессов;
- административные, социальные, юридические, экономические решения или оценки;
- поведение или действия субъектов (конкретных лиц или групп, участников конкретных событий).
Очень часто все перечисленные ситуации изучаются и анализируются одновременно во всей сложности взаимосвязей и взаимозависимостей как составные элементы конкретной ситуации.
Типы ситуаций для анализа
Схема 3. Типы ситуаций для анализа
Модификации ситуаций (см. схему 3):
1)ситуация – иллюстрация (демонстрирует закономерности, механизмы, следствия);
2) ситуация – оценка (описание конкретного события и принятых мер);
3)ситуация – упражнение (обращение к специальным источникам информации, литературе, справочникам).
Варианты занятий
1-й вариант. В процессе подготовительной работы перед АКС студент должен устранить пробелы в знаниях путем предварительного изучения «досье ситуации». Анализ ситуации проводится фронтально с участием преподавателя;
2-й вариант. АКС проводится в аудитории, но дополнительные сведения студенты получают из специально подобранной литературы или кейсов, подготовленных преподавателем. Форма работы студентов групповая (творческими микрогруппами по 4 - 6 человек). Принятие решений осуществляется после общегрупповой дискуссии.
З-й вариант.Каждая творческая микрогруппа работает самостоятельно над различными (но типичными) реальными ситуациями. Анализ конкретной ситуации осуществляется методом мозгового штурма. Справки и дополнительные сведения по ситуациям дает преподаватель. После завершения работы, каждая команда защищает свое решение перед всей группой. Преподаватель делает обобщенный вывод в целом по всем рассмотренным типовым ситуациям.
4-й вариант.Студенты работают с ситуациями, не имеющими однозначно заданных параметров (с недостающими данными в описании проблемы, т.е. в условии). Они самостоятельно методом обсуждения определяют, какой информации, каких знаний у них недостает для решения проблемы, и восполняют пробелы на основе поиска информации в научных источниках, изучения практического опыта или проведения исследования. Завершающий этап анализа конкретных ситуаций осуществляется на последующем занятии.
5-й вариант.Студенты теоретически готовы к решению ситуации. Им на рассмотрение даются ситуации с множественными переменными, предполагающие неоднозначные многовариантные решения. Все группы работают над одной ситуацией. Используется вариант брейнринга.
Приемы предъявления ситуаций:
- видеозапись какого-либо реального события;
- кино-эпизоды;
- магнитофонная запись беседы, интервью, обсуждения, доклада, речи;
- набор фотодокументов, схем, графиков;
- «досье ситуации» - набор различных бумаг, документов, инструкций, рекомендаций, планов, конспектов;
- конференция с участием специалистов;
- игровой метод;
- классический метод – полный набор материалов (кейс);
- комбинированный способ, когда одновременно используются несколько из перечисленных выше вариантов.