Особенности физического, психического и психофизиологического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Своеобразие и ценность младшего школьного возраста
Готовность к школе и кризис 7 лет. Причины кризиса, пути преодоления.
Младшим школьным возрастом считается возраст детей примерно от 7 до 10—11 лет, чтосоответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Основной, ведущей деятельностью первоклассника отныне становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. Учение — это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. . И с первых же дней обучения возникает основное противоречие как движущая сила развития в младшем школьном возрасте — противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, учитель, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и уровнем психического развития ребенка, уровнем развития его познавательных процессов, качеств личности. Требования эти нарастают и усложняются с каждым днем, и наличный уровень психического развития непрерывно «подтягивается» до уровня требований.
Если у ребенка не сформированы компоненты готовности к школе:
· Физическая готовность: опорно-двигательный аппарат, мелкая моторика
· Интеллектуальная готовность: сформированность наглядно-образного мышления, зачатков словесного мышления, сформированность произвольного внимания, развитость произвольного внимания, произвольного воображения, сформированность связной речи.
· Мотивационная готовность: ребенок должен знать, зачем он идет в школу, необходима познавательная мотивация, присутсвовать желание посещать школу.
· Эмоционально-волевая готовность: сформированность представлений «хорошо»-«плохо», развитость высших чувств, сформированность умения управлять своим поведением;
то возникает кризис 7 лет.
Ребенок в кризисе 7 лет упрям. Он упорно отстаивает то, что услышал в школе. Он не всегда управляем.
Основные признаки этого кризиса:
1) потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;
2) манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т. д.;
3) симптом «горькой конфеты». Когда ребенку, плохо он старается этого не показывать.
Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым. Пропадает мотивация к учению, не происходит формированиякомпонентов учебной деятельности, что во время обучения в среднем и старшем звене помешает ученику усваивать знания, осваивать умения и навыки.
Психология младшего школьника. Общая характеристика младшего школьного возраста. Отличия современных младших школьников, необходимость учёта этих отличий.
Младшим школьным возрастом считается возраст детей примерно от 7 до 10—11 лет, чтосоответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы. . Основной его деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение — приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.
В норме младший шольник подвижный, активный, достаточно хорошо координированный, не всегда хорошо управляющий собой. Дети физически и психически здоровые справляются с большой нагрузкой, если она в расписании выставлена правильно. Не справляется тот ребенок, у которого слабая нервная система или он не готов к школе.
Современные младшие школьники отличаются следующими особенностями:
ü Обширная, но бессистемная информированностьпрактически по всем вопросам (дети тревожны и неуверенны в себе);
ü Более свободное и независимое поведение;
ü Дети не всегда послушны и не всё, сказанное взрослыми, принимается 2на веру»;
ü Слабое здоровье.
Особенности физического, психического и психофизиологического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Своеобразие и ценность младшего школьного возраста.
Это возраст относительно спокойного, и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, мышечной силы и выносливости, жизненнойемкости легких идет довольно равномерно и пропорционально. Сердечные мышцы хорошо снабжаются кровью, поэтому сердце достаточно выносливо, головной мозг тоже получает достаточное кровоснабжение,что является необходимым условием его работоспособности. В крови заметно увеличивается количество белых кровяных телец, повышающих сопротивляемость организма заболеваниям: возраст от 8 до 10 лет отличается самым низким процентом заболеваемости за все время от рождениядо наступления взрослости.
Костная система младшего школьника находится в стадии формирования — окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей еще не завершено, в костной системе много хрящевой ткани. Все это необходимо принимать во внимание и постоянно заботиться о правильной позе, осанке, походке учащихся. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также еще не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев икисти руки затруднительны и утомительны, особенно для первоклассников.
Происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-синтетическая функция коры; заметно развивается вторая сигнальная система, но при этом первая сигнальная система в младшем школьном возрасте еще сохраняет свое относительное преобладание. Постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. Они испытывают большую потребность п движениях, которую необходимо по возможности удовлетворять, разрешать побегать и порезвиться на переменах, на прогулке после уроков.
В итоге можно сделать вывод о том, что уровень физического развитиямладшего школьника вполне допускает ежедневные систематические учебные занятия в школе и дома ине вызывает переутомления, перенапряжения.
Усвоениезнаний в начальной школе требует от младшего школьника сравнительно высокого уровня развития наблюдательности, произвольного запоминания, организованного внимания, умения анализировать, обобщать, рассуждать. И с первых же дней обучения возникает основное противоречие как движущая сила развития в младшем школьном возрасте — противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, учитель, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и уровнем психического развития ребенка, уровнем развития его познавательных процессов, качеств личности. Требования эти нарастают и усложняются с каждым днем, и наличный уровень психического развития непрерывно «подтягивается» до уровня требований.
В младшем школьном возрасте при правильном воспитании складываются основы будущей личности. Новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), включение в единую систему коллективов (общешкольный, классный, октябрятскую звездочку), включение в новый вид деятельности (учение) — все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении повой системы отношений к людям, коллективу, формирует характер, волю.
Психологическая перестройка, связанная с началом обучения в школе. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника. Динамика соотношения игровой и учебной деятельности.
Поступление вшколу вносит важнейшие изменения в жизнь ребенка. Усвоениезнаний в начальной школе требует от младшего школьника сравнительно высокого уровня развития наблюдательности, произвольного запоминания, организованного внимания, умения анализировать, обобщать, рассуждать. И с первых же дней обучения возникает основное противоречие как движущая сила развития в младшем школьном возрасте — противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, учитель, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и уровнем психического развития ребенка, уровнем развития его познавательных процессов, качеств личности. Требования эти нарастают и усложняются с каждым днем, и наличный уровень психического развития непрерывно «подтягивается» до уровня требований.
Итак, ребенок стал школьником. Основной его деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение — приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.
Хотя ведущая деятельность младших школьников — учение, игра занимает очень большое место в их жизни. Коллективные игры способствуют сплочению коллектива. Игра создает особого рода практику в поведении ребенка и таким образом способствует формированию цепных качеств личности.