Особенности развития познавательных УУД в младшем школьном возрасте. На момент поступления в первый класс знания и умения ребенка должны соответствовать тем требованиям

На момент поступления в первый класс знания и умения ребенка должны соответствовать тем требованиям, которые представлены его будущим учителем начальных классов. Исходя из этого, программы детского сада максимально приближены к программам первых классов, то есть дети получают в подготовительной группе все необходимые для начала учебы знания, умения и навыки, включая умения учиться. Достаточно важно, чтобы ребенок находился в детском саду хотя бы за год до поступления в первый класс. Детский сад развивает познавательные процессы у детей и, что не менее важно, учит коммуникации. Благодаря чему адаптация ребенка к школе более успешно протекает.

С каждым годом школа повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это происходит из-за научно-технического прогресса, большого количества новой информации, изменений, происходящих в социуме, а так же из-за совершенствования содержания образования. Присущая ребенку природная жажда познания является сильным стимулом для получения и усвоения новых знаний. Жажда познания мира не ослабевает у ребенка даже в младшем школьном возрасте, который в современной возрастной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

Переход ребенка из детского сада в первый класс часто сопровождается возрастным кризисом – кризисом 7 лет, из-за этого у младшего школьника происходит смена образа и стиля жизни, к нему предъявляют новые требования. У ребенка появляется новая социальная позиция – школьник, и вместе с этим и новый вид деятельности — учебная деятельность.

В период младшего школьного возраста интенсивнее развиваются познавательные процессы, такие как: память, внимание, воображение восприятие и мышление. Мы выяснили, что у детей, поступающих в первый класс после пребывания в детском саду, познавательные процессы более развиты, что является основанием для формирования познавательных универсальных учебных действий.

Для формирования познавательных универсальных учебных действий требуется развитие высших психических функций — произвольности памяти, внимания, воображения [8, с. 92].

Чтобы узнать, каковы особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, рассмотрим пять важных познавательных процессов у детей в этом возрасте.

Внимание– это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте [7, с.143].

Данная форма психической активности не является самостоятельным психическим процессом, но входит как важный компонент во все виды психических процессов.

Когда внимание направленно на какие-то окружающие нас предметы либо явления, оно называется внешним, а внутреннее же сосредоточенно на мыслях, чувствах и эмоциях человека, иначе говоря – на его душевном мире.

Внимание у детей начинает проявляться в первые месяцы жизни, оно является непроизвольным. На основе непроизвольного внимания у детей постепенно развивается внимание произвольное, однако в начале школьного возраста ребенок недостаточно им владеет.

Известно, что младшие школьники очень впечатлительны. Это достаточно сильно затрудняет учебный процесс, из-за этого внимание детей необходимо постоянно держать под контролем, активизировать его, удерживать по мере необходимости. Так как данная форма психической активности является важным условием для успешной учебы в школе, то учителю нужно найти необходимые способы, чтобы преобразовать слабое произвольное внимание учащихся в сильное и более устойчивое. В. С. Мухина отмечает, что младший школьник может сам планировать свою деятельность, что в свою очередь организует его внимание.

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали и делали. Иными словами память – это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения [7, с.123].

Мы можем столкнуться с тем, что у одного ребенка более развита словесно-логическая память, и он усваивает определения и теоретический материал, а у другого - зрительная. Учителю в первую очередь, нужно стремиться развить у детей смысловое запоминание, суть которого в установлении смысловых, логических связей внутри запоминаемого объекта. Именно это способствует хорошему самостоятельному усвоению учебного материала и всем нам «любимых» правил и теорем.

Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом (ребенок запоминает не все в равной степени, а по преимуществу то, что для него существенно, важно), положительное отношение к запоминаемому [7, с.142].

Для лучшего запоминания информации учителя на уроках используют наглядную опору. Это могут быть презентации, иллюстрации, природные материалы или сама природа. Так же часто используют звуковую опору, обычно на уроках литературы, русского языка и музыки. Опоры необходимы, поскольку у первоклассников преобладает непроизвольный вид памяти, запоминание должно быть чем-то мотивировано.

Чаще всего ребенку очень сложно запомнить что-то специально. Для этого существуют различные способы, они называются приемами запоминания, или иначе – мнемотехникой, которые облегчают запоминание и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Среди основных мнемонических приемов можно выделить следующие:

· Буквенный код. Образование смысловых фраз из начальных (или целенаправленно присвоенных) букв запоминаемой информации.

· Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.

· Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал.

· Созвучие. Запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний.

· Метод римской комнаты. Присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной вам комнате [3].

Благодаря мотивации, приемам запоминания и волевым усилиям, у младшего школьника начинает развиваться произвольная память. Она становится функцией, на которую опирается формирование познавательных универсальных учебных действий.

Ведущая роль этого познавательного процесса в учебной деятельности приводит ребенка к пониманию необходимости развивать свою память, овладевая возможностью её регулирования и сознательного управления [8, с.92].

Восприятие – это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объектного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств [7, с.106].

Восприятие объектов или явлений является возможным благодаря работе наших анализаторов (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный).

Восприятие сугубо индивидуальный психический процесс. Особенно он ярко выражен в младшем школьном возрасте, когда дети по-разному, воспринимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят один и тот же материал.

В младшем школьном возрасте восприятие слабо выражено. Дети неточно и ошибочно различают сходные объекты, для лучшего восприятия их действия должны быть связаны с объектами, с практической деятельностью ребенка, кроме того объект или явление должен вызывать эмоции.

Очень важно учителю их выявить и более основательно подходить к выбору информации, различных опор для урока, чтобы восприятие учеников было направленно на познание главного материала.

Одним из важных процессов для ребенка в младшем школьном возрасте является воображение.

Воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

Воображение - одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Воображение является таким же познавательным процессом, как восприятие, память, внимание, или мышление.

Воображение основано на аналитико-синтезической деятельности человеческого мозга. Анализ позволяет выделить определенные качества, признаки и части каких-то определенных предметов или явлений, а синтез – соединять все выделенное в новую комбинацию. В итоге этой деятельности человек получает новый образ, который в дальнейшем может трансформироваться в предмет или явление.

У детей в младшем школьном возрасте чаще всего воображение достаточно развито, что гарантирует успешность учебной деятельности. Если же оно плохо сформировано, то перед учителем и родителями ставится соответствующая цель: расширить кругозор ребенка. Решение этой проблемы кроится в поиске увлечений ребенка, стимулирования его интересов, привлечение дитя к чтению литературы.

Учебная деятельность, в которую вовлечен школьник, должна быть творческой, но не репродуктивной. Когда ребенок создает что-то свое, то при создании образа задействуются все когнитивные процессы, а значит, формируются познавательные универсальные учебные действия.

Огромный вклад для формирования творческого воображения вносят кружки: литературные, театральные, художественные, технические и так далее.

Последним когнитивным процессом, которому хотелось бы уделить небольшое внимание, является мышление. Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира [7, с.173].

Сложно обсуждать сам процесс мышления без его важнейших операций, без которых не совершается мыслительная деятельность: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение и конкретизация. С помощью них осуществляется осознание глубины той или иной стоящей перед человеком проблемы, учитываются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

В младшем школьном возрасте у детей происходит интенсивное развитие интеллекта. К первому классу у ребенка сформирован большой умственный кругозор. Решая задачи, устанавливая связи и отношения между предметами, первоклассник использует формы мыслительной деятельности, такие как: наглядно-действенная, наглядно-образная, словесно-логическая. Те дети, у которых наиболее развито наглядно-образное мышление и хорошо развито логическое, лучше улавливают существенные связи в учебном материале, лучше его воспринимают.

Одна из важных задач школы – сформировать у детей, на основе учебных материалов, способности к обобщению материала. Сформированная способность к обобщению позволяет детям выделять общее в разных понятиях, выделять существенные свойства объектов.

На уроках у детей формируются определенные умения, относящиеся к познавательным универсальным учебным действиям:

· осознавать познавательную задачу;

· читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе;

· осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

· выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

· понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач [4].

На уроках окружающего мира обучающиеся учатся понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, преобразовывать её в словесную и обратно.

Существенный вклад в познавательную деятельность учащегося вносят поисковый, частично-поисковый и проблемный методы обучения.

Мы можем сделать вывод, что младший школьный возраст является подходящим периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все когнитивные процессы из непроизвольных становятся произвольными, что позволяет ребенку самостоятельно управлять своей деятельностью, регулировать её. Ребенок учиться делать первые обобщения и выводы, строит простые умозаключения, учится формулировать научные понятия особенно при изучении исторических тем в курсе «Окружающий мир», на которых дети размышляют и приводят доказательства, что способствуют формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий.

В следующей части нашей работы мы рассмотрим проблемное обучение, его особенности, уделим внимание специфике организации проблемного обучения в начальной школе.

Наши рекомендации