Особенности психического развития детей младшего школьного возраста

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. С началом обучения в школе образ жизни ребенка меняется коренным образом. Центром жизни младшего школьника становится система «ребенок – учитель», определяющая отношения ребенка к родителям и к сверстникам.

В связи с поступлением в школу ведущей деятельностью ребенка становится учебная, переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

Заметные сдвиги происходят в сфере развития произвольных форм поведения и деятельности. Основным фактором развития произвольности у ребенка является появление в его жизни учебного труда в виде постоянных обязанностей.

Развитие произвольности идет по двум направлениям:

• формируется умение ребенка руководствоваться целями, которые ставит взрослый;

• формируется умение ставить цели самому и в соответствии с ними самостоятельно контролировать свое поведение.

Наряду с учебой дети вместе со взрослыми участвуют также и в трудовой деятельности. Достаточно много времени они заняты и игрой.

Дети в этом возрасте жизнерадостны, бодры, активны и чрезвычайно любознательны. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на все яркое, необычное, красочное; у ребенка активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию; все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками, которое способствует усвоению таких типов отношений, как лидерство и дружба.

Развитие познавательных психических процессов в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что из действий непроизвольных, совершающихся непреднамеренно в игровой или практической деятельности, они превращаются в самостоятельные виды психической деятельности, имеющие свою цель, мотив и способы выполнения.

Развитие психических процессов

Мышление У младших школьников мышление является доминирующей функцией. Формирование логического мышления является показателем правильного психического развития у детей данного возраста. В этот период проявляются индивидуальные отличия в развитии мыслительных процессов.

Память Развитие памяти протекает одновременно в двух направлениях: произвольность и осмысленность ( связь памяти и мышления). Идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, оперативная.

Внимание преобладает непроизвольное; отличается неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Младшие школьники могут сосредоточенно заниматься одним делом непродолжительное время (15—20 мин) в связи с быстрым наступлением утомления. Постепенно внимание младшего школьника приобретает выраженный произвольный, преднамеренный характер, время его концентрации увеличивается. Удержание внимания требует от ребенка волевых усилий.

Восприятие также недостаточно произвольно и слабо дифференцировано. Однако со временем происходит увеличение ориентации на сенсорные эталоны, становится характерно анализирующее восприятие, к концу младшего школьного возраста появляется синтезирующее.

Воображение Развитие воображения происходит в двух направлениях:

1.Репродуктивное (воссоздающее), опирающееся на знакомые предметы;

2.Продуктивное (новые образы).

С возрастом большое значение начинает иметь слово, которое дает простор фантазии.

Речь

Словарный запас ребенка увеличивается до 7 тысяч слов. Большое значение для развития речи имеет учение. В этот период появляется острая необходимость в развитии связной речи, ребенок овладевает звуковым анализом, что является основой для усвоения грамматики. Ребенок познает основы контекстной речи, которая является показателем его развития.

Самосознание

Самосознание формируется довольно активно. В этот период развивается самооценка, которая длительное время зависит от успехов в учебной деятельности. Можно наблюдать неадекватную самооценку на фоне школьных достижений. У неуспевающих учеников может формироваться заниженная самооценка, а у успевающих учеников, становящихся часто объектом для похвалы, может формироваться завышенная самооценка. У детей начинает формироваться компенсаторная мотивация, благодаря которой дети могут утверждаться в других занятиях (спорт, художественное творчество и др.).

Большое значение в этот период имеет усвоение ценностных и моральных норм общества.

В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной, поэтому активно развивается воля и самоорганизация (действия планирования, самоконтроля и самооценки).

Мотивационная сфера.

Социальные мотивы учения. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место занимает мотив получения высоких отметок.

Другие широкие социальные мотивы учения — долг, ответственность, необходимость получить образование- пока абстрактны. Отметка — реально действующий мотив;

Развитая познавательная мотивация обеспечивающая интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, — значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности.

Если, внимание со стороны взрослого и большая часть действий ребенка приходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Если взрослые люди, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который сопровождается тревожностью, страхом и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность.

К третьему классу у неуспевающих детей возникает особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.

Престижная мотивация, характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.

Особенности эмоционально-волевой сферы младшего школьника

В учебной деятельности и в коллективе сверстников у младшего школьника в первую очередь формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка, сдержанность

В процессе обучения и развития волевые качества младшего школьника совершенствуются, все более глубокими, осознанными становятся высшие чувства школьника: нравственные( любовь к Родине, коллективизм, чувство товарищества, дружбы, долга, чести), интеллектуальные, эстетические.

Процесс познания, вызывая удовольствие, способствует формированию познавательных интересов. При правильной организации обучения интеллектуальные чувства становятся для учащихся потребностью.

Новообразования младшего школьного возраста

1. Ведущим видом деятельности является учебная.

2. Завершается процесс формирования словесно-логического мышления.

3. Усваивается социальный статус учения.

4. Формируется мотивация достижений.

5. Появляется смена группы общения.

6. Формируется самооценка, зависящая от достижений ребенка.

7. Происходит приспособление к новому распорядку дня.

8. Появляется способность к рефлексии.

9. Формируется внутренний план действий.

Проблемы развития психики младшего школьника

Проблемы психического развития младшего школьника начинаются, если ситуация школьного обучения предъявляет к ребенку завышенные требования. Самой уязвимой частью является нервная система, которая дает «сбой» при адаптации к условиям школьной жизни. Это может проявляться в частых проявлениях аффекта, усталости, раздражительности. Если вовремя не принять меры, то подобная ситуация может привести к неврозам, эмоциональной неустойчивости, психозам, которые требуют вмешательства врача-специалиста.

Другой проблемой может быть сильное эмоциональное напряжение, связанное с переживаниями школьной неуспешности, которая может привести к тревожности и низкой самооценке.

Младший школьный возраст достаточно нестабилен и податлив для появления психических отклонений и нарушений. Педагогам и родителям нужно вести контроль над стабильностью психики и нервной системы ребенка.

Сокращенный.

Развитие познавательных психических процессов в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что из действий непроизвольных, совершающихся непреднамеренно в игровой или практической деятельности, они превращаются в самостоятельные виды психической деятельности, имеющие свою цель, мотив и способы выполнения.

Развитие психических процессов.

Мышление. У младших школьников мышление является доминирующей функцией. Формирование логического мышления является показателем правильного психического развития у детей данного возраста. В этот период проявляются индивидуальные отличия в развитии мыслительных процессов.

Память. Развитие памяти протекает одновременно в двух направлениях: произвольность и осмысленность ( связь памяти и мышления). Идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, оперативная.

Внимание преобладает непроизвольное; отличается неустойчивостью. Младшие школьники могут сосредоточенно заниматься одним делом непродолжительное время (15—20 мин) в связи с быстрым наступлением утомления. Постепенно внимание младшего школьника приобретает выраженный произвольный, преднамеренный характер, время его концентрации увеличивается. Удержание внимания требует от ребенка волевых усилий.

Восприятие также недостаточно произвольно и слабо дифференцировано. Однако со временем происходит увеличение ориентации на сенсорные эталоны, становится характерно анализирующее восприятие, к концу младшего школьного возраста появляется синтезирующее.

Воображение Развитие воображения происходит в двух направлениях: репродуктивное (воссоздающее), опирающееся на знакомые предметы и продуктивное (новые образы).

С возрастом большое значение начинает иметь слово, которое дает простор фантазии.

Речь Словарный запас ребенка увеличивается до 7 тысяч слов. Большое значение для развития речи имеет учение. В этот период появляется острая необходимость в развитии связной речи, ребенок овладевает звуковым анализом, что является основой для усвоения грамматики. Ребенок познает основы контекстной речи, которая является показателем его развития.

Самосознание формируется довольно активно. В этот период развивается самооценка, которая длительное время зависит от успехов в учебной деятельности. Можно наблюдать неадекватную самооценку на фоне школьных достижений. У неуспевающих учеников может формироваться заниженная самооценка, а у успевающих учеников, становящихся часто объектом для похвалы, может формироваться завышенная самооценка. У детей начинает формироваться компенсаторная мотивация, благодаря которой дети могут утверждаться в других занятиях (спорт, художественное творчество и др.).

Большое значение в этот период имеет усвоение ценностных и моральных норм общества.

В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной, поэтому активно развивается воля и самоорганизация (действия планирования, самоконтроля и самооценки).

Наши рекомендации