Теоретические основы изучения лексики и фразеологии в школе
Методологическая основа: системно-функциональный подход, синхронический с обращением к диахронии.
Лингвистическая основа:
Учение о сущности языка.
Положение о единстве языка и мышления, функции слова.
Представление о лексике как о упорядоченной системе функционирующих единиц. Системность лексики проявляется в группировке слов, которые вступают друг с другом в различные отношения:
· парадигматические,
· синтагматические – сочетаемость слов,
· ассоциативные.
Следовательно, необходимо рассмотрение лексических единиц 1) в их взаимосвязи и взаимозависимости, в постоянном сопоставлении и противопоставлении, 2) в процессе функционирования (в текстах разных стилей и жанров).
Усвоение лексики предполагает выявление и учет всего многообразия связей между лексическими единицами. Чем богаче представления ученика о объективно существующих в языке системных отношениях лексических единиц, тем шире его активный словарь. Знакомство с новой лексикой требует изучения системных связей новой лексической единицы.
Психологическая основа:
Положение о функциональной готовности ребенка к обучению (достаточном развитии психических функций).
Положение о роли деятельности в формировании личности, в развитии языка и мышления.
Закономерности усвоения речи (Какие?)
Уровень мотивации ребенка к занятиям.
Обучение базируется на том, что психические образования возникают в ходе освоения индивидом окружающей действительности на чувственном и интеллектуальном уровне. Результатом интеллектуального отражения действительности являются понятия и суждения, которые выражаются в языковой форме.
Овладеть понятием – значит а) усвоить связь между существенными признаками, б) усвоить связи между понятиями (усвоить систему понятий, т.е. содержание понятия раскрывается путем уяснения его взаимоотношений с другими понятиями).
Следовательно, в обучении большое внимание должно быть уделено самостоятельно осуществляемым действиям учащихся по группировке понятий по смыслу, сближение одних и разграничение других. Речь идет о мыслительных операциях дифференциации и обобщения.
Собственно методическая основа:
1. Принципы усвоения родной речи, разработанные Л.П. Федоренко:
· принцип понимания языковых значений «Все единицы языка, имеющие статус знака, т.е. соотносимые с внеязыковой реальностью предметного и мыслительного ряда, должны быть объяснены доступно учащимся»[1],
· принцип развития чувства языка,
· внимание к выразительности речи.
2. Принципы обогащения словарного запаса учащихся, обоснованные М.Т. Барановым: экстралингвистический, лексико-грамматический.
Цель:создать условия для обогащения словарного запаса учащихся и предупреждения лексических ошибок в их устной и письменной речи.
Обучающие задачи (лексические и фразеологические умения и навыки):
1. Дать представление о:
– лексикологии и фразеологии как разделах лингвистики,
– слове как основной единице языка, о роли слова в формировании мысли, выражении чувств;
– функционировании слова в речи (о слове с точки зрения его употребления): о семантике, о связях и отношениях, в которые вступают лексемы РЯ, о лексике как развивающейся системе (устаревшие слова, неологизмы);
– фразеологизме как языковой единице (показать сходство и различие со словом и словосочетанием, дать представление о системных отношениях во фразеологии);
– о лексическом богатстве РЯ, источниках его пополнения;
– о лексическом запасе человека как показателе его интеллектуального и речевого развития, об источниках пополнения речи.
2. Сформировать основные лексические понятия (лексика, фразеология, лексическое значение слова – прямое и переносное, слова однозначные и многозначные, омонимы, синонимы, антонимы, эмоционально и стилистически окрашенные слова, общеупотребительные и необщеупотребительные слова (диалектная лексика, профессионализмы, жаргон), устаревшие слова и неологизмы, исконно русские и заимствованные слова; фразеологизмы).
3. Познакомить с нормами словоупотребления.
4. Научить:
– определять ЛЗ слова и фразеологизма, отличать ЛЗ от ГЗ;
– использовать различные способы толкования ЛЗ: по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа;
– отличать многозначные слова от омонимов;
– находить в тексте слова с переносным значением, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения;
– находить в тексте и подбирать к данному слову синонимы;
– описывать различия между синонимами и выбирать из ряда синонимов подходящий в данной речевой ситуации;
– пользоваться словарем синонимов;
– находить в тексте и подбирать к данному слову антоним;
– использовать антонимы в собственной речи;
– пользоваться словарем антонимов;
– находить в тексте слова-омонимы;
– различать значения слов-омонимов путем составления словосочетания и предложения;
– сравнивать паронимы и устанавливать значение каждого;
– находить эпитет, метафору, метонимию и другие средства выразительности в тексте, постигать их смысл;
– использовать простейшие тропы и фигуры (олицетворение, сравнение, противопоставление) в собственной речи;
– отличать фразеологическое сочетание от свободного, подбирать к фразеологизму синоним, антоним;
– использовать фразеологизмы в собственной речи;
– пользоваться толковым и фразеологическим словарями.
– расширять свой словарный запас (согласно стандарту к концу начальной школы ученик должен иметь в своем активном словаре 2000-2500 общеупотребительных слов).
– правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы (в свойственном им значении и с учетом речевой ситуации).
Развивающие задачи:
Воспитательная задача
Содержание и структура раздела. Принцип преемственности.
В начальной школе теоретические сведения учащимся не сообщаются, но в ходе наблюдений учащиеся осознают слово как:
– носитель смысла (значения);
– имя предмета (явления);
– единицу, образованную по определенной словообразовательной модели;
– единицу, которая может употребляться в предложении и тексте в нескольких значениях (слова могут быть близкими и противоположными по смыслу, учатся подбирать наиболее подходящее по значению слово для более точного выражения мысли и чувства);
– единицу, способную изменяться по числам, иногда по родам, иногда по лицам и т.д.
Сведения, полученные в 1-4 кл. должны стать знаниями в среднем звене. Элементарные умения, заложенные в начальной школе, являются основой для расширения лингвистических представлений, для обобщения, классификации, систематизации программных понятий.
Базовые понятия:
1. Слово, фразеологизм; лексика и фразеология как разделы лингвистики.
2. Понятия, характеризующие лексику с точки зрения:
– семантики (лексическое значение, прямое/переносное значение; однозначные/многозначные слова; омонимы, синонимы, антонимы; эмоционально и стилистически окрашенные слова);
– употребления в речи (общеупотребительные/необщеупотребительные: диалектная лексика/профессионализмы, жаргон),
– происхождения: исконно русские/ заимствования;
– неологизмы/устаревшие слова.
3. Лексические и фразеологические словари, их типы; авторы словарей (В.И. Даль, С.И. Ожегов); словарная статья, помета в словарной статье.