Методика изучения лексики и семантики в начальной школе

Центральное понятие всей методики обучения русскому языку – это работа над словом. В настоящее время лексика является полноправным разделом в программе начальной школы. Лексика оперирует следующими понятиями: слово, лексическое значение слова, однозначные слова, многозначные слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Последнее понятие представлено не во всех программах и вводится на ознакомительном уровне. Материал по-разному представлен в УМК для начальной школы. Наиболее полно курс «Лексика» представлен в УМК Иванова, причем дан академически, традиционно. Кстати, в данном учебнике вводится понятие «заимствованных» и «исконно русских слов». Тематический план в УМК Иванова носит универсальный характер.

1. Слово и его значение. 2. Сочетаемость слов. 3. Слова однозначные и многозначные. 4. Синонимы и их использование в речи.

5. Антонимы. 6. Омонимы

В УМК Рамзаевой раздел «Лексика» специально не представлен. Отдельные темы вводятся в ознакомительном порядке при изучении морфологии, например, антонимы изучаются при работе над прилагательными: см. 3 класс, с 179 «Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу».

В УМК Соловейчик при изучении лексики внимание уделяется использованию синонимов, антонимов и омонимов в речи, то есть рассматривается функциональный, практический аспект.

Цели и задачи работы

1)формирование понятий «слово, лексическое значение слова, однозначные слова, многозначные слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, омонимы»; Что означает сформировать понятие?обогащение словаря учащихся: понимание смысла слова и умение употреблять его в речи, знание особенностей его употребления, сочетаемости;умение подбирать синонимы и антонимы, находить в текстах синонимы, антонимы, омонимы;объяснять роль данных слов в художественных текстах (синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова как художественный прием).

Как достичь поставленных целей? На достижение поставленных целей направлена система упражнений. Умение – это способ практического владения знанием, проявляющийся в конкретных действиях в процессе выполнения упражнений. Если вы проанализируете все учебники, то упражнения, представленные в них, будут иметь тождественные формулировки:



Рамзаева Иванов Чуракова Соловейчик Канакина
Подбери прилагательные, противоположные по смыслу (479) Выбери нужное по смыслу слово (№ 1, с 58) Подбери нужные по смыслу слова (№ 86, с. 117) Выбери из скобок нужные по смыслу слова (№ 557) Замените выделенное слово синонимом (74)

Таким образом, задача учителя – отбор дидактического материала, подбор системы упражнений, при выполнении которых формируются понятия, указанные в теме урока. Все многообразие упражнений можно свести к нескольким стандартным, их обычно называют приемы и методы работы над понятиями. С выполнения системы упражнений начинается этап закрепления. Приемы работы:

1) посмотри значение слова в словаре (очень часто представлен в учебнике Чураковой: Найди в Толковом словаре слово азбука, боец, страж, смелый);

2) рассказ учителя о значении данного слова;

3) как вы понимаете значение данного слова, обращаясь к ученикам;

4) найти в тексте и подчеркнуть синонимы, антонимы, омонимы;

5) подобрать синонимы, антонимы, омонимы (выбрать из скобок, заменить собственными)

6) придумать предложения и словосочетания

7) Объяснить роль данного слова в тексте. В этом случае вопрос ставится так: «Подумайте, почему автор выбирает именно это слово»? На ель ворона взгромоздясь… В таких словах отражается эмоционально-психологическое состояние героя.

Последнее упражнение является наиболее трудным.

Есть еще нестандартные, игровые упражнения, которые учат аргументировать собственную точку зрения. Например:

Найдите лишнее выражение: тяжелый день, грустный дождик, горячее сердце, веселый мяч, зеленая трава.

В тексте нужно избежать повторов, то есть заменить повторяющиеся слова синонимами:

На опушке леса показался медведь. …подошел к зарослям малины и стал есть ягоды. Вдруг … застыл на мгновение. Затем он бросился назад, в лес.

Задание 1. Из учебников для начальной школы выберите наиболее оптимальные упражнения.

Задание 2. Составьте конспект урока по теме «Омонимы». В учебнике уже есть конспект урока.

Материал для наблюдения – это текст с омонимами или рисунки, на которых изображены слова-омонимы игла, коса, ключ, полотно.

В море суши полоса называется коса. А у девушки коса цвета спелого овса. Примеры очень прозрачные и бесспорные. Разработайте систему вопросов:

· Словом коса называются 2 разных предмета или одни?

· Что обозначает слово коса в каждом из предложений?

· Похожи ли между собой предметы, названные одним и тем же словом?

Вывод: слова, одинаковые по значению – это слова-омонимы.

Закрепление.

Задание 1. Найдите в предложениях омонимы, свой ответ обоснуйте. Задание 2. Из данных стихотворений выпиши слова-омонимы, ответ обоснуйте. Задание 3. По словарю определи значение слов, составьте предложения со словами.

Иногда в учебниках знакомят в омографами и омоформами.

Наши рекомендации