В) слого-звуковой анализ слова астра
— Разделить слово на слоги.
— Назвать первый слог, второй.
— Каким звуком начинается первый слог? Произнесите его хором.
— Какой это звук?
— Почему вы так думаете?
— Произнесите второй слог. Назовите гласный звук.
Игра «Услышим звук».
Если в слове есть звук [а], необходимо хлопнуть в ладоши. Указать место звука в слове (в начале, в середине, на конце слова).
Слова: тюльпан, василек, флоксы, кактус, роза, мак и т. д.
— Какое слово лишнее? Почему?
Знакомство с буквой а.
Звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем. Гласный звук [а] на письме обозначается буквой а.
Работа с кассой
Взять кассу и правильно положить. Открыть кассу.
Определить место буквы а в кассе (1 ряд, 1 ячейка).
Учитель раздает каждому пластинку с буквой а. Ученик кладет ее в ячейку.
Учитель раздает еще по одной пластинке с буквой а. Ученики выставляют букву на линейку в кассе.
Чтение буквы а, определение количества точек.
Учитель называет, какой точкой обозначается буква а.
Отделить букву а на линейке кассы пустой пластинкой (7 ряд, 3 ячейка) и поставить еще одну пластинку с буквой а.
Поставить обе руки на линейку и читать букву а слева направо.
Разложить пластинки в нужные ячейки.
Закрыть кассу и отодвинуть на правый верхний край парты.
Работа с «Русской азбукой»
Чтение буквы а.
Найти верх страницы, опускать руки сверху вниз до нахождения строки.
— Поставить обе руки на строчку.
— Читаем слева направо. Находим шеститочие и рядом букву а.
— Читаем всю строку.
Обследование рельефного рисунка астры.
Итог.
— С каким звуком познакомились?
— Какой он?
— Как обозначить на письме звук [а]?
— Как пишется буква а? Какими точками обозначается?
— В какой ячейке и в каком ряду находится?
Письмо
Тема: письмо буквы а.
Цель: научить писать букву а; продолжать работу над звукобуквенным анализом, ориентировкой на колодке-шеститочии и в приборе прямого чтения и письма.
Средства обучения: колодки-шеститочия, приборы прямого письма и чтения, письменные приборы, грифели.
Комментарии к уроку
На данном уроке и последующих, когда вводится написание новой буквы, весьма желательно использование прибора прямого письма и чтения. Этот прибор оказывается крайне эффективным техническим средством, способствующим формированию точного написания буквы, прежде всего возможностью контроля за знакообразованием.
Ход урока
Организационная часть.
Игра «Выбери имена».
— Назовите ваши имена.
— В котором из них слышится звук [а]?
— Произнесите эти имена по слогам.
— Укажите в каждом слове слог, содержащий звук [а].
— Поясните, в каком слове звук [а] является ударным?
Письмо буквы а на колодке-шеститочии.
— Правильно расположите колодку-шеститочие для письма.
— Найдите в клетке место точки 1. Укажите его стержнем грифеля.
— Напишите точку 1.
— Эта точка обозначает букву а.
— Затрите написанную точку.
— Еще раз напишите букву а и поясните вслух свои действия.
— Прочитайте на колодке-шеститочии букву а.
— Самостоятельно еще раз напишите букву а и покажите ее запись (учитель проверяет).
Письмо и чтение буквы а на приборе прямого письма и чтения.
— Правильно расположите прибор перед собой, поясните, как это сделали.
— Где расположена часть прибора для письма? Для чтения?
— Найдите первую рабочую строку для письма.
— Покажите первую клетку рабочей строки.
— Установите в ней грифель.
— Как в этой клетке написать букву а?
— Напишите букву в последующих четырех клеточках. Прочитайте двумя руками написанные буквы а на панели для чтения.
— Затрите написанное. Закройте прибор, отодвиньте его.
Письмо буквы а на письменном приборе Брайля.
— Приготовьте письменный прибор для записей. Заложите в него бумагу.
— Найдите рабочую строку и в ней первую клетку.
— Установите стержень грифеля в первой точке и напишите букву а. Поясните действия (Находим правый верхний угол клетки. Устанавливаем в нем острие стержня грифеля. Прокалываем точку 1 и пишем букву а).
— Запишите под диктовку букву а со второй по двенадцатую клетку.
— А теперь самостоятельно напишите букву а во второй половине рабочей строки, пропуская между ними пробельную клетку.
— Достанем лист бумаги из прибора.
— Читайте вслух букву а на первой половине строки, а затем на второй.
— Что надо сделать для прочтения буквы а?
Итог.
— Какую букву вы научились писать?
— Какой точкой записывается буква а?
— Что обозначает буква а?
— Что надо сделать, чтобы прочитать букву а? (Надо назвать звук [а], произнести его).
Предметный урок
Тема: «Белка»
Цель: сформировать пространственное представление о белке; создать чувственную основу представления; продолжать обогащать словарный запас слепых детей; развивать устную речь; закреплять аппарат двуручного осязательного обследования.
Средство обучения: чучело белки, рельефно-графические рисунки животных, рельефно-графический рисунок белки, статуэтки, аппликации и мягкие игрушки, изображающие белку в разных позах, орехи, шишки.
Комментарии к уроку
На этом уроке учитель направляет свои усилия на создание у слепых школьников адекватного реальному животному представления о нем, опираясь на восприятия учащимися модельных средств наглядности: начиная с чучела белки и кончая ее рельефно-графическим изображением.
Существенным компонентом методики формирования представления у слепого ученика на таком уроке является применение широкого диапазона наглядных средств обучения, ведь одни из средств более точно передают форму зверька, другие — его размеры, третьи — различные позы, четвертые — элементы поведения, характер.
Наконец, необходимо отметить художественно-эстетический потенциал комплекса применяемых наглядных средств обучения, реализация которого на таком уроке позволяет пробудить у слепого ребенка нежные, любовные, бережные чувства к живому существу, к животному, в частности.
Ход урока