Определение, задачи и функции методологии науки
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
Московский городской педагогический университет
Институт культуры и искусств
Афанасьев Владимир Васильевич
Грибкова Ольга Владимировна
Уколова Любовь Ивановна
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ
НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Учебное пособие
Москва 2015
УДК 37
ББК 74в.я73
Методология и методы научного исследования:
Учебное пособие: - РИО ГБОУ ВПО МГПУ, 2015 – 178с.
Авторы:
доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета Афанасьев В.В.;
доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета Грибкова О.В.;
доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета Уколова Л.И.
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор ГБОУ ВПО МГПУ Бессонов Б.Н.
доктор педагогических наук, профессор ГБОУ ВПО МГПУ Резаков Р.Г.
В настоящем учебном пособии рассмотрены проблемы организации научного исследований, в нормативной форме изложены знания методологического характера. Дается характеристика, и раскрываются уровни методологии, вводится понятие нормативной методологии. Представлены процедуры и характеристики методологии как системы знаний и как области научно-познавательной деятельности, конкретные ориентиры, направляющие деятельность педагога-исследователя или специалиста. На конкретных примерах проанализированы ошибки в методологических характеристиках исследовательской работы, а также в содержании, методах и результатах научно-поисковой деятельности.
Пособие предназначено для студентов педагогических вузов, магистрантов, аспирантов, соискателей ученых степеней и специалистов образовательных учреждений.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..4
1. Определение, задачи и функции методологии науки………………………..5
2.Методологическое обеспечение и логика научного исследования.................9
3.Методологические характеристики научного исследования ………............16
4. Система характеристик научного исследования……………………............16
5. Методы научного исследования…..………………........................................67
Заключение……………………………………………………………………..71
Список использованной литературы………………………………………..77
Приложение 1.Примеры по составлению структуры
научно-исследовательской работы……………………………………………..80
Приложение 2.Примерная рабочая программа дисциплины
«Методология и методы научного исследования »……. …………………….83
Приложение 3.Тематика исодержание семинарских занятий…….………..94
Приложение 4.Фонд оценочных средств по дисциплине
«Методология и методы научного исследования»...…………………………123
Глоссарий………………………………………………………………………164
Введение
За последние десятилетия методология получила существенное развитие, накопила запас как теоретического, так и нормативного знания. Исследователь из этого источника может получить конкретные ответы на многие вопросы, возникающие в ходе научной работы, например, как педагогическая наука связана с образовательной практикой, какое применение в научном исследовании находит педагогический опыт, каковы его виды, методологические характеристики и последовательность этапов, как оценить его качество и т.д. Опираясь на комплекс таких знаний, можно существенно повысить уровень науки, усилить ее воздействие на образовательное пространство.
Главным, с нашей точки зрения, для обучающегося в вузе и тем более в магистратуре и аспирантуре должно быть формирование умения вести исследование, опираясь на специальные методологические знания.
В учебном пособии синтезированы на теоретическом уровне и изложены в нормативной форме знания методологического характера. Главное с чем необходимо ознакомиться студенту и аспиранту перед изучением конкретных методологических правил, - это определение методологии, ее задач и функций. Поэтому в пособии дается общая характеристика задач и раскрываются уровни методологии (общефилософский, общенаучный, конкретно-научный, уровень методов и техники исследования), вводится понятие нормативной методологии. Затем следует характеристика методологии как системы знаний и как области научнопознавательной деятельности.
Самый большой объем материалов учебного пособия носит преимущественно нормативно-методологический характер. В нем даются конкретные ориентиры, направляющие деятельность будущего ученого или специалиста высокого уровня. Научное исследование раскрывается как особая форма познавательной деятельности, отличающаяся от стихийноэмпирического познания и от отображения действительности в художественно - публицистической форме. Рассматриваются признаки, позволяющие отнести ту или иную работу к числу научных: характер целеполагания, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, однозначность терминов. На материале реально ведущейся научной работы подробно описаны характеристики исследования: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики. Нынешний студент, завтрашний аспирант по этим параметрам может сверять и оценивать то, что он делает в области своих научных интересов. По усмотрению преподавателей можно использовать данные материалы в лекционной и семинарской работе со студентами, а также при подготовке курсовых и дипломных работ.
Определение, задачи и функции методологии науки
Понятие методологии
Необходимость методологии. В кругу понятий, с которыми приходится иметь дело каждому, вступающему на трудный путь научного познания, «методология» выступает как одно из самых неопределенных, многозначных и подчас спорных.
Неясность начинается с самого определения методологии. Нередко оно выводится не столько из анализа реальных потребностей и тенденций развития образования и изучающей его науки, сколько из общих философских оснований, не дающих однозначного понимания. Само слово «методология» связано в сознании многих с чем-то абстрактным, далеким от жизни, сводящимся к цитатам из философских текстов, идеологических и административных документов. Это – неправда. В зависимости от уровня рассмотрения методологию понимают по-разному. В широком смысле ее трактуют как систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Согласно другому, тоже широкому, определению – это учение о методе научного познания и преобразования мира. В современной литературе идет речь, прежде всего о методологии научного познания, которую понимают как учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности. Нечеткость представлений о методологии порождается прямым переносом то одного, то другого из этих определений на действительность без учета особенностей конкретной науки.
Смешение разных понятий – философских, административных и особенно методологических – в немалой степени обусловлено тем, что десятилетиями исследователям, особенно в гуманитарной сфере научного познания, приходилось «онаучивать» указания вышестоящих инстанций, и лишь немногие могли в какой-то степени противостоять таким установкам. Это приводило к снижению интереса к методологическим и теоретическим проблемам. Однако вопреки всему именно за последние десятилетия методология получила существенное развитие. Прежде всего, усилилась ее направленность на помощь исследователю, на формирование у него специальных умений в области исследовательской работы. Таким образом, методология приобретает нормативную направленность и ее важной задачей становится методологическое обеспечение исследовательской работы.
Чтобы понять характер изменений в этой сфере науки, необходимо рассмотреть общий ход развития методологии научного познания.
Различают два типа методологии, объединенные одной общей функцией – служить руководством, ориентиром в научной работе. В этом, собственно, и состоит ее назначение. Но методологическое знание может выступать либо в дескриптивной (описательной), либо в прескриптивной (нормативной) форме, то есть в виде предписаний, прямых указаний к деятельности. Говоря о дескриптивной форме, мы имеем в виду научно-познавательное описание – совокупность знаний о данной области явлений, включая сюда также и теоретическое объяснение, когда речь идет не только о данном опыте, но и о внутреннем содержании (сущности) изучаемых процессов. Дескриптивпое методологическое знание (о структуре научного знания, закономерностях научного познания), конечно, может служить ориентиром в процессе исследования. Но знание нормативное (прескриптивное) прямо направлено на регуляцию деятельности. В нормативном методологическом анализе преобладают конструктивные задачи, связанные с разработкой рекомендаций и правил осуществления научной деятельности. Дескриптивный же анализ имеет дело с описанием уже осуществленных процессов научного познания [14, с. 40].
Уровни методологии. Для определения места методологии в общей системе методологического знания нужно учесть, что различают несколько уровней методологии. Содержание первого из них – философские знания. Второй уровень – общенаучная методология (системный подход, деятельностный подход, характеристика разных типов научных исследований, их этапы и элементы: гипотеза, объект и предмет исследования, цель, задачи и т д ). Третий уровень – конкретно-научная методология, то есть совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине, например в педагогике. Методология специально науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области (например, соотношение педагогики и психологии), так и вопросы предыдущих уровней, например системного подхода или моделирования в их применении к данной научной дисциплине. Некоторые ученые выделяют также четвертый уровень, образуемый методикой и техникой исследования.
Необходимость знания методологии очевидна: без методологических знаний невозможно грамотно провести исследование. Поэтому очень важно овладевать методологической культурой, в содержание которой входят: методологическая рефлексия (умение анализировать собственную научную деятельность), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования.
Недостатком многих работ по методологии специальной научной дисциплины, в частности педагогики, является то, что в них говорится лишь о методологическом знании (учении о...). Между тем наука уже давно не отождествляется с систематизированным знанием. Правомерность представления о науке как о деятельности подтверждается многими исследователями методологии науки. Образное определение деятельностного аспекта науки дает А. И. Ракитов: «Наука – это не только арсенал готового оружия, но в гораздо большей степени кузница, где куется новое» [47, с. 3]. Аналогичным образом трактуется наука в других работах: «Наука – это не только сумма знаний, так сказать, совокупность плодов древа познания, но и само древо, на котором они произрастают» [6, с. 26]; «Наука – это не только знание, и тем более не только готовое знание, но и деятельность, направленная на достижение знания» [1, с. 121]. И. А. Майзель отмечает, что знание отнюдь не таит в себе источник своего собственного существования, но представляет собой запечатленный срез безостановочного познавательного процесса, идеальный сгусток познавательных усилий людей. Научная деятельность генерирует знание, точнее – особый тип знания, именуемый научным знанием. Благодаря ей наука представляет собой динамичный функционирующий организм, существующий в той мере, в какой имеет место порождение знания, его созидание, производство. Иначе говоря, в науке следует видеть особую отрасль духовного производства – производство научного знания [5, с. 4-5].
В этих определениях отражается единство духовной и материальной деятельности, результата и процесса, знания и способов его получения.
Главной частью самосознания науки стало представление о характере деятельности, направленной на формирование и развитие научного знания, а тезис о том, что научное знание всегда есть результат деятельности познающего субъекта, является исходным для любой методологической работы. Одно из свойств современного научного мышления – его методологичность – В.С. Швырев характеризует как осознанное отношение к средствам и предпосылкам деятельности по формированию и совершенствованию научного знания [13, с. 6, 25, 99].
Конечно, не является исключением и методология как область науки. Как и наука в целом, она имеет «деятельностный» аспект. Это не только и не столько система знаний, сколько сфера деятельности по производству методологических знаний как дескриптивного, так и нормативного типа. Понятие «методологическая деятельность» введено в научный обиход в [7; 12].
Таким образом, методология – это не только учение как совокупность знаний, но и область познавательной деятельности.
На примере имеющихся определений методологии педагогики можно показать, что с изложенных позиций они выглядят односторонними. Однако полностью отказываться от них нет оснований, достаточно их дополнить и уточнить. Четкое определение в свое время было дано М. А. Даниловым: «Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих... педагогическую действительность...» [2, с.73]. Такое определение правильно, но в нем не отражен деятельностный аспект методологии. Следует добавить: «...а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований».
Таким образом, в методологии конкретной науки различаются две сферы. Это не означает, что она раздвоена. Оба ее аспекта составляют единое целое в контексте реальной научной работы.
Предмет методологии. Теперь нам предстоит определить предмет методологии одной из конкретных наук – педагогики, причем сделать это так, чтобы уже в самом определении не была упущена из виду ориентация любого вида методологической деятельности, в конечном счете, на преобразование практики.
В соответствии с этой задачей предмет методологии педагогики выступает как соотношение между педагогической действительностью и ее отражением в педагогической науке. Последовательная конкретизация и углубление этого определения дает возможность включить в него понятие практической педагогической деятельности. Тогда уже в исходном пункте построения педагогической теории найдет применение подход с позиций практики, при котором наряду с наличными характеристиками объектной области отражаются также тенденции, возможности ее изменения и преобразования.