Включение в работу какой-либо команды предполагает соблюдение определенных правил взаимодействия, т.к. только в этом случае команда может добиться успеха
Педагоги школы могут входить в состав одной или нескольких команд, но при этом, вероятнее всего, они в разных командах будут выполнять разные профессиональные роли, занимать различные ролевые позиции. Современные исследователи проблем управления школой М.М.Поташник и А.М. Моисеев выделяют несколько видов таких ролей: одни из них характеризуют отдельные виды деятельности (например, эксперт, аналитик, проектировщик, диагност, консультант и т.п.), другие – место в сложившемся разделении труда (например, лидер, координатор, модератор, фасилитатор и т.п.), третьи – поведение в конкретной ситуации (например, генератор идей, оппонент, оратор и т.п.).
Определяя свое место в той или иной команде, педагог может прийти к выводу о своей недостаточной готовности к выполнению одной или нескольких ролей. В одних случаях подобный вывод будет служить сигналом о необходимости приобретения нужной для выполнения желаемой роли компетенции, в других – о возможности компенсировать недостаточное владение одними ролями за счет блестящего владения другими, в-третьих – это может быть мотивом отказа от участия в командной работе. В любом случае «требуемые от нас роли бросают вызов нашему профессионализму, нашим знаниям, умениям, навыкам, нашему сознанию и поведению, а повышение нашей компетентности ведет к росту качества исполнения ролей и расширению в будущем ролевого репертуара, а значит и профессионального потенциала» (М.М. Поташник, А.М. Моисеев).
Командная работа педагогов отражает такие сущностные характеристики педагогической деятельности, как ее ансамблевый, творческий характер.
Пожалуй, впервые аналогию педагогического коллектива актерскому ансамблю предложил рассматривать Е.А. Ямбург в своей книге «Педагогический ансамбль школы», выпущенной в серии «Педагогика и психология» обществом «Знание» в 1987 году. Это было вызвано тем, что, по мнению автора, «наиболее точно целостный педагогический процесс могут отражать категории, связанные с театральным искусством». Хороший педагогический коллектив, как и театральная труппа – созвездие индивидуальностей, где каждый играет множество ролей, где «работа в педагогическом ансамбле требует способности к перевоплощению, подстройке». Педагогическая действительность не терпит стереотипов. Новая педагогическая задача требует поиска новых форм и средств ее решения. Прием, использованный вчера, может не привести к результату сегодня. Педагогическая профессия требует постоянного перевоплощения во всей многогранности внутрипрофессиональных ролевых границ – учителя-предметника, классного руководителя, руководителя творческого объединения и т.п. Педагогическое перевоплощение необходимо не только для успешного взаимодействия со школьниками, но и с коллегами.
Каждый педагог работает не изолированно от своих коллег, а в сложном ансамбле с другими педагогами, которые, в свою очередь, могут усиливать или ослаблять педагогический эффект друг друга. Вот почему важнейшим фактором продуктивного решения педагогических задач является установление целесообразных взаимоотношений со своими коллегами, что может быть достигнуто путем развития личной культуры общения. К сожалению, именно низкая культура общения зачастую является причиной конфликтов, части которых могло и не быть. Для учителя общение не просто вид жизнедеятельности, но и вид профессиональной педагогической деятельности.
ЗАДАНИЕ
Подберите информацию о различных правилах создания команды и условиях взаимодействия людей в ней. Для решения каких задач создаются команды?
Создайте в своей группе команду студенческого педагогического отряда. Какие правила работы в команде будут приемлемы для вас? Какие задачи профессионального саморазвития каждого из вас могут быть решены с помощью работы этой команды?
Где и каким образом такой отряд может проявить себя? Выясните, какие возможности созданы в вашем вузе, на вашем факультете для реализации коллективной студенческой деятельности. Выясните чем занимается студенческий совет вашего вуза.
Примите участие созданной командой предлагаемых форматах взаимодействия.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА
Обобщенная формулировка задачи
В 343 г. до н.э. царь Македонии Филипп так отозвался о наставнике своего сына Александра Македонского великом Аристотеле: «Благодарю богов не за то, что они мне даровали сына, а за то, что они мне его даровали во времена Аристотеля»[164]. Какому учителю не хотелось бы услышать такие слова о своем труде? Как добиться того, чтобы влияние учителя на своих учеников было так же велико, как и влияние Аристотеля на Александра Македонского?
2. Ключевое задание.
Современной школе нужен современный учитель. Школа ждет новое поколение учителей. А каков он, современный учитель? Живущий и работающий сегодня? Или понимающий современных школьников? Или мыслящий современными категориями? Что значит быть современным учителем?