Любая классификация типов учителей, по сути, фиксирует типичные характеристики учителя в зависимости от проявления его индивидуальных личностных особенностей

По материалам исследований Профессиональное самопознание и профессиональное саморазвитие оказываются тесно связанными друг с другом, определяя вектор и стратегии развития педагога как профессионала. В отечественной психологии предпринимаются попытки выделить и описать педагогов в зависимости от соотношения уровня существующего саморазвития и стремления к профессиональному саморазвитию. Так, в исследовании С. М. Рогожниковой педагоги подразделяются на несколько типов в зависимости от соотношения уровня самопринятия личности как важнейшего показателя зрелости профессионального самопознания и тенденции к самосовершенствованию как референтного показателя саморазвития. Наглядно соотношение этих факторов представлено на рисунке:
Стремление к самосовершенствованию
    Любая классификация типов учителей, по сути, фиксирует типичные характеристики учителя в зависимости от проявления его индивидуальных личностных особенностей - student2.ru  
Любая классификация типов учителей, по сути, фиксирует типичные характеристики учителя в зависимости от проявления его индивидуальных личностных особенностей - student2.ru Низкий уровень самопринятия     Высокий уровень самопринятия
       
Отсутствие стремления к самосовершенствованию

В результате было выделено четыре типа педагогов: 1) самоактуализирующийся - высокое самопринятие сочетается с выраженным стремлением к самосовершенствованию; 2) само­достаточный - высокий уровень самопринятия сочетается с отсутствием стремления к самосовершенствованию; 3) самоутверж­дающийся - низкий уровень самопринятия сочетается с выраженным стремлением к самосовершенствованию; 4) внутренне кон­фликтный — низкое самопринятие, сочетающееся с отсутствием стремления к самосовершенствованию.

Опубликовано:

Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, с. 173-174.

Но для чего нам важно это знание? Очевидно для того, чтобы лучше понять, каковы мы как профессионалы и какими хотели бы быть. Дело в том, что зачастую формализованные описания образов-типов позволяют соотнести реалии с идеалами (кто мы есть в реальности и какими хотим быть в идеале), что способствует выработке собственной позиции.

Уникальность педагогической позиции заключается в том, что она «одновременно является и личностной, и профессиональной, культурно-деятельностной[158]». Особенность профессии педагога заключается в том, что она всегда связана с взрослением ребенка, его воспитанием и развитием. Педагог, несомненно, оказывает сильное влияние на своего ученика, иногда и не замечая этого. «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только когда с ним разговариваете» - писал А.С. Макаренко. Это процесс происходит постоянно даже в отсутствие педагога. Иными словами, на педагоге лежит огромная ответственность за воспитание молодого поколения. Именно поэтому столь важными оказываются личностные качества педагога, его ценности, его жизненная позиция, его взаимоотношения с миром и людьми в нем.

Но каким образом молодой человек, только ищущий свой путь в профессию, может удостовериться, в пригодности моральных ценностей, которые он освоил, к своей будущей профессии. Первым ответ на это вопрос, как известно, дал Гиппократ, предложив клятву врача, которую и по сей день дают все выпускники медицинских учебных заведений. В современном профессиональном мире получает распространение такое явление как принятие профессионального этического кодекса. Во многих областях профессиональной деятельности принят такой кодекс – в милиции (теперь уже в полиции), в журналистике, в сфере социальной деятельности, в сфере инвестиций. К пониманию необходимости принятия этического кодекса педагога постепенно пришло и профессиональное педагогическое сообщество.

По материалам исследований Кодексы этики отражают морально допустимые или не допустимые действия и представляют собой принятые профессиональные обязательства. В кодексе профессионального поведения, как правило, не обозначаются права гражданина, которые закреплены в иных документах и носят нормативно правовой характер (гражданские кодексы, законы и другие нормативно-правовые акты). Кодексы этики, следует понимать как конвенции между профессионалами относительно их поведения по отношению к другим публичным группам и внутри данного профессионального сообщества (группы). Кодексы этики меняются в связи с изменениями в обществе, а также желанием повысить эффективность профессионального кода. В этом смысле, кодекс этики, следует рассматривать как живой документ. Существующая практика позволяет выделить основные функции кодекса этики: · служить коллективному признанию членами профессии своих обязанностей, · способствовать созданию условий, в которых этическое поведение является нормой, · служить руководством к действию в конкретной ситуации, · служить пособием для обсуждения проблем в рамках профессиональных встреч, · служить указанием для других групп на то, что данная группа серьезно озабочена ответственностью своего профессионального поведения. ЮНЕСКО, Международная организации труда, Интернационал образования инициировали принятие Декларации профессиональной этики Всемирной организации учителей и преподавателей. Эта декларация отражает индивидуальные и коллективные обязательства учителей и других работников сферы образования и дополняет законы, положения, правила и программы, определяющие практику профессии учителя. В декларации обязательства учителей и преподавателей были разделены на следующие группы: · Обязательства учителей и преподавателей перед профессией; · Обязательства учителей и преподавателей перед учениками; · Обязательства учителей и преподавателей перед коллегами; · Обязательства учителей и преподавателей перед руководящими работниками; · Обязательства учителей и преподавателей перед родителями учеников; · Обязательства перед учителями и преподавателями; · Обязательство общества по отношению к преподавателям. Международная декларация этики учителей была принята на третьем международном конгрессе Всемирной организации учителей и преподавателей (Education International) состоявшемся 25-29 июля 2001г в Йомтиене, Тайланд. В дальнейшем декларация обсуждалась на конгрессах учителей, в том числе и на Конференциях работников образования стран Балтийского моря. Например, в Санкт-Петербурге (2003 год) обсуждались кодексы учителей Балтийских стран. Ключевыми словами для обсуждения были выбраны: профессия учителя; этика; социальные движения работников образования. Интересным был признан опыт Нидерландов, где «Профессиональный кодекс учителя» рассматривается как отправная точка пересмотра качества повседневной деятельности учителей и отправной пункт подготовки новых учителей. После принятия декларации были проведены международные исследования по проблемам этики поведения в школьных организациях. В результате исследований общественного мнения был уточнен ряд этических ситуаций в образовании, общих для различных стран: · коррупция в образовании, · дискриминация учащихся и учителей, · предвзятость школьного оценивания, · раскрытие личной информации в школьной практике; · конфликты этического характера во взаимоотношениях учителя и родителей и ряд других этических проблем школьного образования. В результате этих исследований и их обсуждения профессиональными педагогическими ассоциациями различных стран ведется работа по созданию или обновлению кодексов этики учителей. Заир-Бек Е.С. Проблема этического кодекса профессии в международной практике образования// Письма в Эмиссия. Оффлайн. [Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)] Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2010/1381.htm

Необходимо отметить, что существуют различные варианты этического или морального кодекса педагога. Их разрабатывают педагогические коллективы школ, коллективы общественных педагогических организаций и союзов, органы управления образованием (как это, например, сделано в Украине), ученые-педагоги.

Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….

В 2000 году на Всероссийской конференции «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования» известный ученый В.И. Андреев предложил следующий текст морального кодекса педагога.

Наши рекомендации