Задания для самостоятельной работы
ИНВАРИАНТНЫЕ
1. Продумайте и защитите свою форму ведения педагогического глоссария с основными категориями и понятиями педагогики.
2. Разработайте пакет тестов для без машинного контроля по базовым понятиям одной из тем данного курса.
Методические рекомендации по составлению тестовых заданий:
Во время работы над заданиями безмашинного программированного контроля помните:
· расчленение учебного материала должно быть осуществлено на небольшие составные части;
· нужно обязательно продумать вариант инструкции-предписания для выполнения вашей программы;
· помнить о системе заданий по проверке усвоения каждой части программы;
· дать информацию о правильности ответов.
3. Составьте консультацию для однокурсников по одной из нижеприведенных проблем:
q Общая характеристика педагогической профессии.
q Общекультурное значение педагогики как науки.
q Развитие личности как педагогическая проблема.
q Методология педагогической науки.
q Особенности педагогического исследования.
q Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры.
q Основные характеристики процесса обучения.
q Государственный образовательный стандарт.
q Педагогические технологии и мастерство учителя.
q Педагогическое проектирование
Методические рекомендации по составлению консультации:
· Определите количественный состав слушателей, вид консультации.
· Дифференцируйте тему консультации в рамках предложенной проблемы.
· Вычлените опорные моменты в содержании материала. Составьте план консультации.
· Отберите соответствующую литературу.
· Наметьте вопросы для активизации слушателей во время консультации.
· Подготовьтесь к ответам на предлагаемые вопросы со стороны слушателей. Для этого хорошо выучите текст консультации, постарайтесь выделить в содержании спорные позиции разных исследователей, выберите для себя определенную точку зрения, подберите факты, примеры ее аргументации, подберите дополнительную литературу, в которой можно найти ответ на поставленный слушателем вопрос.
· Настройте себя психологически на предстоящую консультацию: продумайте этикетные обращения к аудитории, отрегулируйте язык жестов, не забудьте об интонационной выразительности.
ВАРИАТИВНЫЕ
(студент выбирает еще два задания в соответствии со своими склонностями и интересами)
1. Объединившись в микрогруппы до 5 человек, разработайте фрагмент занятия по одному из блоков (см. структурные схемы), построенного с использованием активных методов обучения и новейших средств обучения.
2. Индивидуально или объединившись в микрогруппы до 5 человек, разработайте комплект дидактических материалов для ТСО (диапроектор, кодоскоп, видео, компьютер) по одной из тем данного курса.
3. Ознакомившись с требованиями к средствам визуализации на уроке, составьте видеоролик (до 10 мин), который бы содержал интервью с разными учителями о плюсах и минусах педагогической профессии. Подготовьтесь к презентации Вашего видеоролика на одном из лекционно-семинарских занятий.
4. Ознакомившись с требованиями к средствам визуализации на уроке, составьте видеоролик (до 10 мин) об отношении учащихся и их родителей к современному образованию, его видам, уровню, путях совершенствования.
5. Сделайте анализ пояснительной записки к программе любого учебного предмета школьной или вузовской программы. Оформите его на листах формата А4. Объем работы – не менее 5 страниц.
6. По материалам журналов «Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Классный руководитель» и др. сделайте представление оригинального опыта работы школы в области современных технологий обучения по следующей схеме:
· библиографические данные изданных материалов (автор, название, статьи, журнал, год, номер, страницы);
· сведения о носителе опыта (регион, край, область, город, где расположена школа);
· проблема, выдвинутая образовательным учреждением в качестве предлагаемого опыта;
· выводы автора, представление о распространении и использовании опыта работы образовательными учреждениями.
Объем работы – до 5 страниц машинописного текста (формат А4).
7. Посетите один урок в школе и составьте его письменный анализ по следующей схеме:
· Тема урока.
· Место урока в целостном педагогическом процессе.
· Основные этапы урока.
· Была ли достигнута цель урока? Обоснование.
· Достаточно ли оптимально протекал учебный процесс и насколько целенаправленно осуществлялся процесс воспитания и развития учащихся?
· Осуществлялось ли на уроке формирование познавательного интереса учащихся?
· Соблюдались ли на уроке требования научной организации труда: экономилось ли время, четко ли было организовано рабочее место учащихся, без каких элементов урока можно было обойтись?
· Как работали учащиеся на уроке, какова была их активность, работоспособность, мера их занятости на уроке, уровень их внимания, отношение к сообщаемому материалу, успешность и качество самостоятельной работы школьников?
· Оцените уровень владения учителем технологией общения. Благоприятен ли был психологический климат на уроке? Каков стиль общения учителя с учащимися и т. п.
· Что бы Вы исправили, дополнили, изменили в этом уроке?
ИЛИ ПРЕДОСТАВЬТЕ ВИДЕОЗАПИСЬ УРОКА (ЛЮБОГО) С КОММЕНТАРИЯМИ НА 1 СТРАНИЦЕ.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ПЕДАГОГИКЕ
(1 ЭТАП)
1. Общая характеристика педагогической профессии.
2. Общая и профессиональная культура педагога.
3. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога.
4. Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности педагога.
5. Педагогика, как наука. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Структура педагогической науки.
6. Понятийно-категориальный аппарат педагогики.
7. Личность как педагогическая категория. Источники и факторы развития личности.
8. Методология и методика педагогического исследования. Основные характеристики педагогического исследования.
9. Общая характеристика методов научно-педагогического исследования.
10. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
11. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
12. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
13. Двусторонний характер обучения. Место обучения в целостной структуре образовательного процесса.
14. Закономерности и принципы обучения.
15. Понятие метода обучения. Классификация методов обучения. Критерии выбора метода обучения в связи с целями и психологическими условиями обучения.
16. Средства обучения. Классификация средств обучения.
17. Формы организации учебного процесса в школе. Общая характеристика классно-урочной системы обучения.
18. Современные дидактические концепции обучения.
19. Организация самостоятельной работы на уроке.
20. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.
21. Понятие педагогической технологии, их обусловленность характером педагогических задач.
22. Виды педагогических технологий: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические.
23. Проектирование как процесс решения педагогических задач.
24. Технологии прогнозирования, проектирования, планирования и осуществления образовательного процесса.
25. Технологии контроля за образовательным процессом.
26. Зарубежный и отечественный опыт педагогических технологий.