I. Правила изучения учебной дисциплины
М.Т. ГРОМКОВА
ПСИХОЛОГИЯ
и
ПЕДАГОГИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Допущено Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебного пособия
для системы дополнительного профессионального образования
Рекомендовано Учебно-методическим центром
«Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений
Москва • 2003
УДК 159.9+37.013.42(075.8)
ББК 88.4+74.6я73 Г87
Г87
Рецензенты:
кафедра педагогики Московского педагогического университета
(зав. кафедрой д-р пед. наук, проф. Л.П. Крившенко);
д-р пед. наук, проф. Б.К Тебиев
(Президент Международной педагогической академии);
канд. психол. наук, проф. М.И. Станкин
(Московский психолого-социальный институт)
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили
Громкова М.Т.
Г87 Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов.
— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с. — (Серия «Педагогическая школа. XXI век».)
ISBN 5-238-00430-3
В учебном пособии рассматриваются инновационные модели образования и деятельности, синергетические принципы самоорганизации социальных систем, методологические подходы к изучению состояния систем, выявлению противоречий, проблем, конфликтов и их разрешению в процессе исследовательской деятельности.
Пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по учебным дисциплинам «Педагогика и психология», «Педагогика и психология профессиональной деятельности».
Для преподавателей системы дополнительного профессионального образования, вузов, колледжей, а также студентов, аспирантов и всех, кто интересуется проблемами педагогики и психологии профессиональной деятельности.
ББК 88.4+74.6я73
ISBN 5-238-00430-3 © М.Т. Громкова, 2003
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2003
Воспроизведение всей книги или любой
ее части запрещается без письменного
разрешения издательства
ВВЕДЕНИЕ
В подготовке специалистов в системе высшего образования в России происходят качественные изменения, обусловленные необходимостью его гуманизации, субъектности и самостоятельности, активности и толерантности. Этим определяются и особые требования к дополнительному профессиональному образованию, призванному устранять недостатки предыдущих ступеней образования. Определенная психологическая грамотность и педагогическая подготовка нужны сегодня каждому менеджеру, любому специалисту-руководителю. Именно они оказывают непосредственное влияние на формирование сознания людей, которыми руководят, с которыми взаимодействуют в профессиональной деятельности. Условия самоорганизации в современном российском обществе требуют овладения синергетическими парадигмами управления.
Именно поэтому Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования предусмотрено изучение дисциплины «Психология и педагогика», актуальность которой продиктована личностной ориентацией происходящих социально-экономических преобразований. Самостоятельность в принятии решений, демократизация отношений, стремление разрешить проблему гуманизации в обществе требуют от каждого осознанности действий, рефлексивной культуры, понимания себя и других, коммуникативной культуры. Преобразования в бытие, взаимосвязанные с преобразованием сознания, их несоответствие порождают сегодня различные конфликты, нетерпимость, агрессивность. Культура общения в обществе во многом зависит от специалистов —- выпускников вузов, занимающих руководящие посты. Осознание собственных действий изменяет сознание человека, образ его мыслей, является основой образовательных процессов, которые происходят естественным путем или специально организуются как тренинги, посещение курсов и другие виды учебы. Специально организованные образовательные процессы называются педагогическими. Их изучает педагогика. Взрослые занимаются осознанием своих действий всегда, а значит пытаются реализовать педагогический процесс. Если они делают это грамотно — имеют положительный результат, если неграмотно — отрицательный. Изучение дисциплины «Психология и педагогика» позволяет обрести эту грамотность. Следует также иметь в виду, что полученные знания только тогда принесут успех, когда превратятся в убеждения, воплотятся в действиях. Они должны постоянно использоваться на практике, поскольку нуждаются в постоянном тренинге, закреплении. Взяв на себя роль инструктора, тренера, педагога, можно «накачать» собственные «мускулы» так же, как в спорте. Тем более, что психологическое здоровье не менее важно, чем здоровье физическое. Гармония души и тела всегда была первичной ценностью для человека.
Многие положения педагогики и психологии используются и развиваются в других учебных дисциплинах, содержащих психолого-педагогические аспекты управления, менеджмента. Предлагаемый для изучения курс краток, его предназначение не только в том, чтобы усвоить некоторую информацию, но и в том, чтобы осознать ее актуальность и действенность.
В пособии содержатся вопросы для обсуждения и контрольные вопросы, что предполагает не только усвоение готовых знаний, но и формирование отношения к ним в логике дополнения, уточнения, критики. В обсуждении, диалоге, дискуссии формируются убеждения, т.е. установка на собственное действие.
Упражнения ориентированы на совершение действия определенным способом, а значит, на развитие способностей мыслить, общаться, осознавать собственные действия, т.е. на обретение мыслетехнической, коммуникативной, рефлексивной культуры.
Методический аппарат работы с данным учебным пособием, будучи усвоенным, послужит основой методики изучения других учебных дисциплин. В связи с этим полезны следующие методические рекомендации.
I. Правила изучения учебной дисциплины
1. Усвоить язык учебной дисциплины (ключевые слова). Составить словарь, каждое новое понятие многократно проговорить.
2. Понять структуру, логику предмета, использовать системный подход.
К каждой теме составить таблицы, матрицы, алгоритмы, опорные схемы и конспекты.
3. Усваивать не только информацию, но и метод ее изучения как основу способов профессиональной деятельности.
Организовывать для себя публичное выступление, участвовать в групповой работе, усваивая правила и технологию общения.
4. Оценивать собственный результат после каждого самостоятельного и аудиторного занятия.
Оценивать усвоенную информацию и метод, которым овладели, а также степень интереса.
5. Относиться к учебному труду эмоционально. Положительные эмоции повышают эффективность вашей учебной деятельности.
В учебной деятельности Вы приобретаете ценности, которые должны Вас радовать как всякое приобретение.