Место учебной дисциплины
В СТРУКТУРЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ
Данная дисциплина является вариативной частью профессионального цикла магистерской программы (М 2).
Дисциплина преподается в первом семестре. Для ее изучения необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в бакалавриате, а также знание теоретических дисциплин, изученных в рамках базового (профессионального) цикла: философии, истории, естествознания, социологии, теории права. Знания этих наук позволяют правильно определять цели воспитания и обучения, содержание обучения. Понимание форм и методов обучения также невозможно без базовых знаний в указанных сферах. Приобретенные знания являются основой для дальнейшего изучения методики преподавания юридических дисциплин.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Тематические планы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Форма аттестации – зачет.
3.1.1. Тематический план для очной формы обучения
№ мо- дуля | Раздел (тема) учебной дисциплины | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
Лек-ции | Прак-тические занятия | СРС | ||||
Педагогика как наука. Цели и содержание образования | Интерактивные технологии: электронная презентация учебного материала; учебная дискуссия | Контрольный опрос | ||||
Современное состояние юридического образования в России. Юридическое образование и правовая культура общества | Круглые столы, дебаты | Научная дискуссия | ||||
Понятие и содержание юридической педагогики Цели и задачи юридической педагогики | Круглые столы, дебаты | Научная дискуссия | ||||
Основные понятия дидактики | Работа в малых группах | Колок- виум | ||||
Преподаватель высшей школы и студент как субъекты педагогической деятельности | Работа в малых группах, дебаты, «мозговой штурм» | Коллоквиум | ||||
Современные тенденции развития юридического образования в России и за рубежом | Защита проектов | Контрольная работа | ||||
Всего |
3.1.2. Тематический план для очно-заочной формы обучения
№ мо-дуля | Раздел (тема) учебной дисциплины | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
Лек-ции | Прак-тические занятия | СРС | ||||
Цели и задачи юридического образования | электронная презентация учебного материала; учебная дискуссия (2 часа) | Конт-рольные вопросы | ||||
Понятие и содержание юридической педагогики | ||||||
Основные понятия дидактики | Учебная дискуссия | Колоквиум Колоквиум | ||||
Преподаватель высшей школы и студент как субъекты педагогической деятельности | Защита проектов (2 часа) | Зачет | ||||
Современные тенденции развития юридического образования в России и за рубежом | ||||||
Всего |
3.1.3. Тематический план для заочной формы обучения
№ мо-ду-ля | Раздел (тема) учебной дисциплины | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего и итогового контроля | ||
Лек-ции | Прак-тические занятия | СРС | ||||
Цели и задачи юридического образования. Понятие и содержание юридической педагогики | Проблемная лекция. Электронная презентация учебного материала | Контрольные вопросы | ||||
Основные понятия дидактики | Учебная дискуссия. Работа в малых группах (2 часа) | Колок-виум | ||||
Субъекты педагогического процесса | ||||||
Современные тенденции развития юридического образования в России и за рубежом | ||||||
Зачет 4 | ||||||
Всего |
Содержание дисциплины
№ мо-дуля | Наименование раздела (темы) дисциплины | Содержание раздела (темы) дисциплины |
1. | Педагогика как наука. Цели и содержание образования. Тема 1. Основные понятия педагогики | Воспитание, обучение, образование, развитие личности. Система педагогических наук. Компетентностный подход. Понятие педагогического идеала. Постановка и достижение педагогических целей. Основные модели педагогической деятельности. |
Тема 2. Цели и задачи юридического образования. | Понятие цели образования. Цели высшей школы в сфере кадровой политики. Проблемы качества образования. Проблема воспроизводства кадрового потенциала. Принципы построения содержания обучения. Критерии эффективности процесса обучения. | |
2. | Современное состояние юридического образования в России. Тема 1. Становление и развитие юридического образования в России. | Становление юридического образования в России (XVIII – XIX вв.). Развитие юридического образования в России (XX – XXI вв.). Современная система юридического образования. Государственная политика в области образования. Юридический университет как педагогическая система и объект управления. |
Тема 2. Проблемы юридического образования | Реформирование юридического образования и условия его реализации. Структурная перестройка высшего образования. Повышение качества юридического образования. Принципы стратегии и тактики подготовки юристов. | |
3. | Юридическая педагогика как наука о юридическом образовании человека Тема 1. Понятие и содержание юридической педагогики. | Юридическая педагогика как учебная дисциплина. Объект, предмет и задачи юридической педагогики. Основные категории юридической педагогики. Научные принципы юридической педагогики. Аксиологические основы юридической педагогики. |
Тема 2. Юридическое образование и правовая культура общества | Роль и значение юридического образования в формировании правовой культуры населения. Правовой нигилизм: российские особенности. | |
4. | Дидактика юридического образования Тема 1.Основные понятия дидактики высшей школы | Общая дидактика. Частные дидактики. Дидактика высшей школы. Дидактические закономерности. Дидактическая концепция. Обучение. Преподавание. Учение. Содержание обучения. |
Тема 2. Дидактические принципы в юридическом образовании. Формы и методы обучения. | Общедидактические принципы. Принципы межпредметных связей, связи теории с практикой, дифференциации и индивидуализации обучения. Принципы доступности и последовательности обучения, наглядности. Принципы активности, сознательности и взаимного уважения участников образовательного процесса, прочности усвоения учебного материала. Основные организационные формы и классификация методов обучения. Средства обучения. Эффективность обучения. | |
5. | Субъекты педагогического процесса Тема 1. Преподаватель высшей школы как субъект педагогической деятельности. | Содержание и структура профессиональной компетентности педагога. Профессионально значимые качества личности педагога. Авторитет педагога. Рост мастерства педагога. Принципы организации профессионального самосовершенствования педагога. Педагогическое исследование |
Тема 2. Студент как субъект педагогической деятельности. | Психологические особенности личности студента. Цели и задачи воспитания студентов. Принципы воспитания в высшей школе. Содержание воспитательной работы в высшей школе. Классификация методов воспитания студентов. Деонтологическая подготовка юристов. Профессиональная деформация личности. Управление конфликтами. Причины межличностных конфликтов. Стратегия поведения личности в конфликте. | |
6. | Юридическое образование в современном мире. Тема 1. Юридическое образование в России и за рубежом | Сроки подготовки юристов в российских и зарубежных университетах. Сравнительный анализ программ и учебных планов подготовки юристов. Характерные формы обучения студентов в российских и зарубежных университетах |
Тема 2. Современные тенденции развития юридического образования. | Правовая глобализация как часть процессов глобализации современного мира. Правовая глобализация и универсализация педагогических технологий. Болонский процесс и создание единого образовательного пространства. |
Лекции