Требования к оформлению курсовой работы. Текст курсовой работы по объему составляет 25-30 напечатанных страниц
Текст курсовой работы по объему составляет 25-30 напечатанных страниц. Можно аккуратно и разборчиво написать его от руки. Обычно текст рукописи печатается на ЭВМ. Государственный стандарт определяет следующие требования к оформлению курсовых работ: шрифт – Times New Roman; размер шрифта – 14; междустрочный интервал – 1,5; поля – верхнее и нижнее 2 см., левое 3 см., правое 1,5. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом в три интервала и печатаются строчными буквами.
Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование и т.п.
Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что...», «на основе выполненного анализа можно утверждать...», «проведенные исследования подтвердили...» и т.п.
В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка. Еще раз напомним о необходимости однозначной трактовки ключевых для данной работы понятий.
Руководство курсовыми работами осуществляют преподаватели кафедры профессиональной педагогики, работники профессиональных образовательных учреждений, имеющие педагогический стаж, интересный опыт работы или занимающиеся научным исследованием.
Курсовую работу студент выполняет самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя и отчитываясь перед ним по мере выполнения ее отдельных частей и работы в целом.
Руководитель курсовой работы:
- помогает студенту определить круг вопросов по изучению избранной темы и методы исследования, наметить план подготовки и план изложения курсовой работы;
- консультирует студента в ходе курсовой работы, осуществляет систематический контроль, проводит поэтапную аттестацию (не менее двух раз в семестр) и информирует об этом кафедру педагогики;
- проверяет и рецензирует курсовую работу.
В итоговой оценке руководитель курсовой работы учитывает не только окончательный результат, но и степень самостоятельности студента, что отмечается в рецензии.
Рецензия на курсовую работу отражает:
- актуальность темы;
- глубину изучения специальной литературы;
- объективность методов исследования и достоверность результатов;
- обоснованность выводов;
- стиль и оформление работы;
- предложения и выводы.
За курсовую работу выставляется дифференцированная оценка в зачетную книжку обучающегося.
Критерии качества курсовой работы
Оценкой «отлично» оценивается работа, которая опирается на достаточно полную источниковедческую базу, раскрывает исследуемую педагогическую проблему многогранно и многоаспектно, прослеживает конкретное явление на широком историко-культурном фоне, предлагает новые подходы к рассмотрению исследуемого историко-педагогического явления с учетом ранее неизвестных или ранее не изученных факторов и обстоятельств. Работа, получившая оценку «отлично», предполагает: широкое использование научных методов исследования, глубокое научно-теоретическое обоснование выдвигаемых положений и рекомендаций, написана хорошим литературным языком, выстроенная в четкой логической последовательности и, в целом, отвечающая всем, без исключения, требованиям, предъявляемым к курсовой работе.
Оценкой «хорошо» оценивается работа, которая содержит достаточно глубокий теоретический анализ избранной проблемы, выдвигает научно-обоснованные рекомендации по изучению той или иной педагогической проблемы, и в целом отвечает основным требованиям, предъявляемым к курсовой работе.
Оценкой «удовлетворительно» оценивается работа, в которой недостаточно глубоко разработана научно-теоретическая база исследуемой проблемы, достаточно узка источниковедческая база, исследуемая проблема раскрыта односторонне и схематично, не учтены основные требования, предъявляемые к курсовой работе.
Оценкой «неудовлетворительно» оценивается работа, которая не содержит научно-теоретического и практического исследования избранной проблемы и не отвечает основным требованиям, предъявляемым к курсовой работе.
Список литературы
1. Битинас Б.О. Многомерный подход к анализу педагогических явлений // Советская педагогика. – 1970. – № 6.
2. Битинас Б. Измерения в педагогическом исследовании // Советская педагогика. – 1972. – № 7.
3. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.
4. Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М., 1976.
5. Грабарь M.M., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. – М., 1977.
6. Дипломные работы. Методическое пособие / Отв. ред. Козлова С.А. – М., 1996.
7. Карпова Е.В. Введение в специальность и культура умственного труда. – Ярославль, 1994.
8. Краевский В.В. Качество педагогики и методологическая культура педагога // Магистр. – 1991. – № 1.
9. Краевский В.В. Научное исследование в педагогике и его основные характеристики. – М.,1998.
10. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара, 1994.
11. Курсовые и дипломные работы по педагогике в педагогических институтах / Науч. ред. Л.Я. Миерович. – М., 1973.
12. Курсовые и дипломные работы: Учебно-методическое пособие для студентов факультета подготовки учителей нач. классов / Под ред. Ш.Ф. Журжитй, А.Л. Филоненко-Алексеевой – М., 1992.
13. Курсовые работы по педагогике: Методические рекомендации для студентов / Сост. Л.Д. Воронцова. – Магнитогорск, 1995.
14. Методы педагогических исследований / Под ред. Л.И. Пшкунова, Г.В. Воробьева – М., 1979.
15. Миронов A.С., Панферов В.В., Субочев Н.С. Методология, методика и техника конкретных социологических исследований // Социально-политический журнал. – 1994. – № 9-10.
16. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. – М., 1987.
17. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М., 1998.
18. Организация и руководство самостоятельной работой студентов и учащихся в педагогических колледжах и училищах / Ред. кол. А.К. Аксенова, Л.В. Борисова, Т.П. Мищенко, Т.А. Финогеева. – М., 1995.
19. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации Утверждено постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 25.05.94, № 3.
20. Сиденко А. Как разработать программу эксперимента // Директор школы. – 1998 – № 4.
21. Сиденко А. Нужен ли эксперимент практику // Школьные технологии. – 1997. – № 1.
22. Сиденко А., Чернушевич В. Вы начали эксперимент // Народное образование. – 1997. – № 7, 8.
23. Сорокин Н.А. Дипломные работы в педагогических вузах. – М., 1986.
24. Усачева И.В., Ильясов И.И. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования. – М., 1980.
25. Фадеев В.А., Приступа Г.Н. Как проводить педагогический эксперимент // Народное образование. – 1994. – № 9-10.
Приложение 1
Образец оформления титульного листа курсовой работы