Традиционная педагогика
1) Воспитание — планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду (А. В. Петровский).
2) Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей (Смирнов С.А.).
При таком подходе цель воспитания — гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами.
þ Другое направление в педагогике отражает эволюцию в философских воззрениях современного европейского общества, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек. Развитие гуманистических идей способствовало рождению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на ребенка как на субъект воспитания.
Антропоцентрический подход является центральной идеей гуманистической парадигмы. Воспитание – взаимодействие.
Важнейшим условием для воспитания является способность человека к саморазвитию.
Гуманистическая педагогика
Гуманизм— совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей
1) Гуманистическое воспитание – имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса (В.А.Сластенин)
Гуманизация воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса следующих принципов:
ü безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему;
ü проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
ü осознание и признание права личности быть не похожей на других;
ü предоставление права на свободный выбор;
ü оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
ü владение способностью «чувствовать» (эмпатия) каждого конкретного ребенка, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций;
ü учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка
2) Воспитание (в гуманистической парадигме) –это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации его субъектов (Е.В. Бондаревская).
При таком подходецель воспитательного процесса— создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом (В.А. Сластенин).
Структура процесса воспитания
Процесс воспитания – сложная динамическая система, имеющая свою структуру.
И.П. Подласый
Овладение знаниями норм и правил поведения |
Формирование убеждений |
Формирование чувств |
Формирование поведения |
1 этап – осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения.
2 этап – знания должны перейти в убеждения.
Убеждения – твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни.
3 этап – формирование чувств. Только опираясь на чувства можно достигнуть результата в воспитании.
П.И. Пидкасистый
Модель поведения, предъявленная средой |
Собственные действия субъекта |
Возвратно-оценочные действия среды |
********************************************************************************
По характеру направленности воспитательные воздействия, его средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие.
Когнитивные воспитательные воздействия нацелены на систему знаний человека, на ее преобразование. Поскольку большинство современных ученых склоняются к мысли о том, что знания человека о мире не только определяют его как личность, но и оказывают решающее влияние на его поведение, значение данной области воспитательных воздействий существенно возрастает, и в современных условиях она становится основной.
Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитанника определенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитанника открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив, отгораживают воспитателя от воспитанника, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.
Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека. Вынуждая его действовать определенным образом и обеспечивая соответствующие, положительные или отрицательные подкрепления совершаемым поступкам, такие влияния косвенно воздействуют и на личность. В данном случае воспитанник сначала совершает определенный поступок и только затем осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируются на поведение.
Список неэффективных коммуникаций (см. приложение)
В. Леви сформулировал пожелания к воспитательному воздействию:
1. Давать себе время... научимся выдерживать паузы: ориентация, а потом реакция... Дети не уважают суетливость.
2. Давать ему время... Примерно каждый второй из детей не справляется с темпами, требуемыми взрослыми, и каждый десятый — медлительнее остальных.
3. Не внушать отрицательное. «Простудишься, заболеешь», «Вот отдам тебя дяде», «Машина задавит»... Трудно потом освободиться от разрушительного воздействия
таких «заботливых» предостережений...
4. Внушать положительное... Все хотят подтверждения, что они — хорошие дети, несмотря ни на что. И несмотря ни на что жить можно, и жить хорошо... Примем закон: «Каждый день с ребенком начинать радостью, заканчивать миром».
5. Не внушать нереальное. Сказки нужны... но знание жизни еще нужнее. Самые глубокие пессимисты происходят из детей, воспитанных чрезвычайно оптимистично. Не подавляйте сомнения и вопросы ребенка...
6. Будьте уверены. Жизнь невообразимо сложна; да, я знаю, что точно не знаю, уверен, что ни в чем не уверен. А без уверенности нельзя. Без уверенности в своей правоте не прожить и дня. И не воспитать... Все должно делаться и говориться уверенно.
7. Давать отдых от внушений, во всяком случае, от однообразных внушений. Представьте, что с нами будет, если 37 раз в сутки к нам станут обращаться в повелительном тоне, 42 — в увещевательном и 50 — в обвинительном (цифры относятся к родителям, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами).
8. Пример - под вопрос. Главное — не безупречность образца, а дух взаимоотношений. Если отношения доверительны и искренни, ребенок возьмет лучшее, а самые тяжкие ошибки, пороки отринутся или нейтрализуются.
9. Уважать тайну. Внушение требует некоторой таинственности. Преступно не уважать тайну ребенка. Нет прощения взрослому, лезущему без спроса в детский дневник, вскрывающему письма, перехватывающему записку, подглядывающему интимное. Страшнее, чем избить, искалечить.
10.Учитывать состояние.