Традиционная педагогика

1) Воспитание — планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования опре­деленных установок, принципов, ценностных ориента­ций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду (А. В. Петровский).

2) Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей (Смирнов С.А.).

При таком подходе цель воспитания — гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами.

þ Другое направление в педагогике отражает эволюцию в фило­софских воззрениях современного европейского общества, в соот­ветствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек. Развитие гуманистических идей способствовало рождению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на ребенка как на су­бъект воспитания.

Антропоцентрический подход является центральной идеей гу­манистической парадигмы. Воспитание – взаимодействие.

Важнейшим условием для воспитания является способность че­ловека к саморазвитию.

Гуманистическая педагогика

Гуманизм— совокупность взгля­дов, выражающих уважение досто­инств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей

1) Гуманистическое воспитание – имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса (В.А.Сластенин)

Гуманизация воспитательного процесса возможна при реализа­ции целого комплекса следующих принципов:

ü безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положитель­ное отношение к нему;

ü проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

ü осознание и признание права личности быть не похожей на других;

ü предоставление права на свободный выбор;

ü оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

ü владение способностью «чувствовать» (эмпатия) каждого конкретного ребенка, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций;

ü учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка

2) Воспитание (в гуманистической парадигме) –это целенаправленный процесс взаимо­действия педагогов и учеников, сущностью которого является со­здание условий для самореализации его субъектов (Е.В. Бондаревская).

При таком подходецель воспитательного процесса— создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом (В.А. Сластенин).

Структура процесса воспитания

Процесс воспитания – сложная динамическая система, имеющая свою структуру.

И.П. Подласый

Овладение знаниями норм и правил поведения
Формирование убеждений
Формирование чувств
  Формирование поведения

1 этап – осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения.

2 этап – знания должны перейти в убеждения.

Убеждения – твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни.

3 этап – формирование чувств. Только опираясь на чувства можно достигнуть результата в воспитании.

П.И. Пидкасистый

Модель поведения, предъявленная средой
Собственные действия субъекта
Возвратно-оценочные действия среды

********************************************************************************

По характеру направленности воспитательные воздействия, его средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие.

Когнитивные воспитательные воздействия нацелены на систему знаний человека, на ее преобразование. Поскольку большинство современных ученых склоняются к мысли о том, что знания человека о мире не только определяют его как личность, но и оказывают решающее влияние на его поведение, значение данной области воспитательных воздействий существенно возрастает, и в современных условиях она становится основной.

Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитанника определенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитанника открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив, отгораживают воспитателя от воспитанника, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.

Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека. Вынуждая его действовать определенным образом и обеспечивая соответствующие, положительные или отрицательные подкрепления совершаемым поступкам, такие влияния косвенно воздействуют и на личность. В данном случае воспитанник сначала совершает определенный поступок и только затем осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируются на поведение.

Список неэффективных коммуникаций (см. приложение)

В. Леви сформулировал пожелания к воспитательному воздействию:

1. Давать себе время... научимся выдерживать паузы: ори­ентация, а потом реакция... Дети не уважают суетли­вость.

2. Давать ему время... Примерно каждый второй из де­тей не справляется с темпами, требуемыми взрослы­ми, и каждый десятый — медлительнее остальных.

3. Не внушать отрицательное. «Простудишься, заболеешь», «Вот отдам тебя дяде», «Машина задавит»... Трудно потом освободиться от разрушительного воздействия
таких «заботливых» предостережений...

4. Внушать положительное... Все хотят подтверждения, что они — хорошие дети, несмотря ни на что. И не­смотря ни на что жить можно, и жить хорошо... При­мем закон: «Каждый день с ребенком начинать радос­тью, заканчивать миром».

5. Не внушать нереальное. Сказки нужны... но знание жиз­ни еще нужнее. Самые глубокие пессимисты происхо­дят из детей, воспитанных чрезвычайно оптимистич­но. Не подавляйте сомнения и вопросы ребенка...

6. Будьте уверены. Жизнь невообразимо сложна; да, я знаю, что точно не знаю, уверен, что ни в чем не уве­рен. А без уверенности нельзя. Без уверенности в сво­ей правоте не прожить и дня. И не воспитать... Все дол­жно делаться и говориться уверенно.

7. Давать отдых от внушений, во всяком случае, от однооб­разных внушений. Представьте, что с нами будет, если 37 раз в сутки к нам станут обращаться в повелительном тоне, 42 — в увещевательном и 50 — в обвинительном (цифры относятся к родителям, дети которых имеют наи­большие шансы стать невротиками и психопатами).

8. Пример - под вопрос. Главное — не безупречность образ­ца, а дух взаимоотношений. Если отношения доверитель­ны и искренни, ребенок возьмет лучшее, а самые тяж­кие ошибки, пороки отринутся или нейтрализуются.

9. Уважать тайну. Внушение требует некоторой таинствен­ности. Преступно не уважать тайну ребенка. Нет прощения взрослому, лезущему без спроса в детский дневник, вскрывающему письма, перехватывающему записку, подгляды­вающему интимное. Страшнее, чем избить, искалечить.

10.Учитывать состояние.

Наши рекомендации