Принципы отбора содержания и организации учебного материала
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)
Факультет психологии и педагогики
Кафедра социальной педагогики и социальной работы
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета психологии и педагогики
____________ Пашкин В.С.
(подпись)
«30» сентября2012 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
«СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»
Направление подготовки 050400.62 – Психолого-педагогическое образование
Профиль – Психология и социальная педагогика
по учебному плану набора 2012 г.
форма обучения – ОЧНАЯ
Составители: Волгина Т.Ю., к.п.н., доцент кафедры
социальной педагогики и социальной работы _______
(подпись)
Кульчейко О.В., к.п.н., доцент кафедры
социальной педагогики и социальной работы _______
(подпись)
Учебно-методический комплекс составлен на основании
ФГОС ВПО 2010 г.
Рассмотрен на заседании кафедры
«5»сентября 2012 г. Протокол № 1.
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Маврин С.А.
__________
(подпись)
Учебно-методический комплекс одобрен
Советом (Учебно-методической комиссией)
факультета психологии и педагогики
«12» сентября 2012 г. Протокол № 1.
Омск, 2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФБГОУ ВПО «ОмГПУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Направление подготовки 050400.62 – Психолого-педагогическое образование
Профиль – Психология и социальная педагогика
Омск, 2012
Составители:
канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы Т.Ю. Волгина /____________/
(подпись)
канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы О.В. Кульчейко /____________/
(подпись)
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта 2010 года и рассмотрена на заседании кафедры социальной педагогики и социальной работы «5» сентября 2012 г. Протокол № 1
Заведующий кафедрой:
докт. пед. наук, профессор кафедры социальной педагогики и социальной работы С.А. Маврин /____________/
(подпись)
Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методической комиссии факультета психологии и педагогики «12» сентября 2012 г. Протокол № 1
Председатель учебно-методической комиссии:
декан факультета психологии и педагогики В.С. Пашкин /____________/
(подпись)
Курс: 1-й
Форма обучения: очная
Семестр: 2-й
Трудоемкость: 2 зачетных единицы
Количество аудиторных часов: 72 часа
Из них: лекций – 8 ч.
практических занятий – 14 ч.
Количество внеаудиторных часов – 50 ч.
Форма промежуточной аттестации: зачет
Дисциплина «Социальная педагогика» включена в базовую часть профессионального цикла I модуля «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности» в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование».
Цель дисциплины:
Целями освоения дисциплины «Социальная педагогика» является формирование у бакалавров представления о научной картине социально-педагогической действительности, умений и компетенций по социальной педагогике как интегрированной научной области и приобщения к практическому опыту организации и координации социально-педагогической работы в различных учреждениях и организациях. Дисциплина предназначена для формирования научной картины мира социально-педагогической действительности у тех, кому предстоит в своей профессиональной деятельности работать с людьми в качестве социальных педагогов, психологов, организаторов и руководителей человеческих общностей в производственной, коммерческой, досуговой, военной и иных сферах жизнедеятельности общества.
Задачи курса:
- Формирование у студентов представления о сущности процесса социального воспитания, его основных закономерностях и факторах.
- Развить у обучаемых умение видеть и решать проблемы, возникающие в процессе социального воспитания.
- Проанализировать социальное воспитание как специфическую форму социального взаимодействия, направленную на воспроизводство социокультурной системы.
- Ознакомить студентов с деятельностью основных социальных институтов, участвующих в процессе социализации.
- Дать представления о формах, методах и приёмах социального воспитания.
Ожидаемые результаты:
Освоение дисциплины направлено на формирование у бакалавра в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:
- ОК-1 (способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды: знать сущность, закономерности и особенности социальной педагогики как области гуманитарного знания, отрасли педагогической науки и учебного предмета; основные законы социокультурной среды);
- ОК-3 (владеет моральными нормами и основами нравственного поведения);
- ОПК-6 (способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды, знать содержание социального воспитания детей и педагогического сопровождения их социализации);
- ОПК-8 (способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики);
- ОПК-9 (способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития; знать технологии социально-педагогической работы с семьей, различными группами и категориями населения);
- ОПК-12 (способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства);
- ПКСП-6 (владеет методами социальной диагностики).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- назначение социального педагога в современном обществе;
- основные условия социализации и адаптации личности;
- возрастные и индивидуальные особенности дисгармонического развития личности;
уметь:
–анализировать социально-педагогические явления;
- сопоставлять существующие взгляды на предмет и объект социальной педагогики.
- учитывать риски и опасности социальной среды в организации социально-педагогической работы с различными группами и категориями населения;
владеть:
- навыками реферирования психолого-педагогической и социально-педагогической литературы; навыками теоретического анализа содержания концепций социализации, социального воспитания, социально-педагогической деятельности;
- здоровьесберегающими технологиями социально-педагогической работы с различными группами и категориями населения.
Бакалавры приобретут:
- знания о назначении социального педагога в современном обществе; основных условиях социализации и адаптации личности; возрастных и индивидуальных особенностях дисгармонического развития личности; здоровьесберегающих технологиях социально-педагогической работы с различными группами и категориями населения;
- умения анализировать социально-педагогические явления; сопоставлять существующие взгляды на предмет и объект социальной педагогики; учитывать риски и опасности социальной среды в организации социально-педагогической работы с различными группами и категориями населения.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
Курс является логическим продолжением дисциплин, изучающих организацию профессиональной деятельности психолого-педагогического направления. Отбор содержания и организации учебного материала курса обусловлен ведущими принципами развития высшего профессионального педагогического образования и связями данной дисциплины с другими курсами основной образовательной программы.
Отбор содержания курса осуществляется согласно следующим принципам:
- фундаментализации –принцип,определяющий проблемное построение содержания на основе целостного рассмотрения мирового историко-педагогического процесса в русле универсальной эволюции общечеловеческой цивилизации;
- культуросообразности – принцип, позволяющий рассматривать педагогические системы как составную часть мировой культуры, компонентами которой являются национальная культура и национальная педагогика;
- историзма –принцип, предполагающий научную объективность в освещении исследуемых процессов; рассмотрение изучаемых явлений и фактов в контексте конкретно-исторического времени; сочетания ретроспективы с перспективой, что обусловливает актуализацию прогностической функции и ориентацию на современные проблемы развития педагогической науки;
- гуманизацииобразования, проявляющегося в воспитании ценностного отношения к педагогической профессии, предполагающего выявление возможностей самовоспитания и самообразования, пути развития способностей к педагогической деятельности;
- гуманитаризации, определяющего тенденции интеграции знаний в сфере человекознания (педагогика, психология, культурология, философия, этика, эстетика, история, литература, искусство и др.).