Индивидуальные особенности и их учет в образовании и воспитании личности

В любом человеке есть общее, то, что свойственно всем людям, и особенное, что присуще только кон­кретному человеку. Особенное, ярко выраженное в че­ловеке — это его индивидуальность. Каждый чело­век — неповторим и уникален, как говорил Н. Бердя­ев, «...единожды приходящий в этот мир и никогда не повторяющийся». Каждый человек проходит свой путь развития, приобретая в нем те или иные типоло­гические особенности высшей нервной деятельности.

Индивидуальность человека выражается в его ин­дивидуальных особенностях:

Индивидуальные особенности и их учет в образовании и воспитании личности - student2.ru

Индивидуальные особенности в значительной сте­пени обуславливают формирование всех качеств лич­ности. Поэтому неучет их в воспитательном и образо­вательном процессе лишает его эффективности, адек­ватности, продуктивности и результативности.


Индивидуальные особенности и их учет в образовании и воспитании личности - student2.ru


Индивидуальные особенности и их учет в образовании и воспитании личности - student2.ru


Индивидуальные особенности и их учет в образовании и воспитании личности - student2.ru


Индивидуальные особенности и их учет в образовании и воспитании личности - student2.ru


Индивидуальные особенности и их учет в образовании и воспитании личности - student2.ru


Индивидуальные особенности и их учет в образовании и воспитании личности - student2.ru

Следствия (по В.И. Слуцкому):

• чтобы сделать человека таким-то, нужно обращать­ся с ним так, как будто он уже такой;

• надо уметь выбирать и играть жизненные роли;

• мудрость в общении заключается в том, чтобы отно­ситься к людям так, как будто они хорошие и добрые;

• умение смягчать контрасты;

• для того чтобы добиться выполнения ваших просьб и требований, нужно иметь вид и тон полной уверенности, что не может и быть такого, чтобы требование не было выполнено, что оно несомненно, обязательно будет выпол­нено;

• для того чтобы побудить человека чем-то занимать­ся, нужно обращаться с ним так, как будто он действитель­но хочет этим заниматься;

• для того чтобы человек слабый стал сильнее, ему нужно как можно больше общаться с еще более слабыми, чем он сам, т.е. с теми, по отношению к которым он будет играть роль сильного;

• к больному нужно относиться так, как будто он здо­ров, тем самым вы поможете ему выздороветь.

Главный терапевтический принцип

Развитие человека происходит не тогда, когда он пы­тается быть похожим на других, а когда он становится са­мим собой (Вспомним основной принцип вальдорфской пе­дагогики: «Помоги мне самому сделать это»).




Индивидуальные особенности и их учет в образовании и воспитании личности - student2.ru

Единство ориентиров бытия индивида

• единство человечества;

• свобода выбора;

• потребность как идеальная основа процесса жизнедеятель­ности.

Векторы поведения

• осознание другого как коренного и необходимого условия существования каждого;

• категорический нравственный императив;

• непрерывное совершенствование и самосовершенствование.
'Традиционная ЗУНовская парадигма в новой образователь­
ной системе должна быть сменена на парадигму

П— П— Д: потребность — переживание — действие

— формирование устойчивых потребностей как един­ственного и универсального стимула человеческой жизнеде­ятельности;

— актуализируемых как переживания индивида (интел­лектуальные, эмоциональные, волевые, духовные);

— непосредственно влияющие на все действия,то есть уни­
версальная формула любого педагогического процесса, как замеча­
ет В.А. Разумный, в любой конкретной ситуации и на любом уров­
не цивилизованности является П — П — Д — то есть путь от
регулируемых целенаправленно действийк изменению всей сово­
купности переживаний,а в итоге — устойчивых потребностей.

Необходимо научение образованию, как овладение рефлек­сией: способность сосредотачиваться на самом себе, способность не просто познавать, а познавать самого себя, способность не про­сто знать, а знать, что ты знаешь.


Индивидуальные особенности и их учет в образовании и воспитании личности - student2.ru


Индивидуальные особенности и их учет в образовании и воспитании личности - student2.ru

Необходимо делать то, что объективно нужно для счастья и духовного здоровья ребенка: не то, что хочет педагог, не то, что хочет воспитанник; кнут и пряник — несовершенные средства воспитания.

Главное орудие — человеческие отношения и усло­вия жизни: они не находятся в руках педагога, не им выдуманы, а существуют объективно.

Наши рекомендации