Индивидуальные особенности личности

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по курсу «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ГРУППЫ»

Для студентов очного отделения всех специальностей ДГТУ

Раздел I.

ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ.

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.

Предмет психологической науки. Основные функции психики. Особенности психического отражения. Структура современной психологической науки. Принципы психологии.

ТЕМА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ.

Классификация методов психологического исследования. Организационные методы (комплексный метод, сравнительно-генетический метод, метод продольных срезов или лонгитюдный метод, метод поперечных срезов). Эмпирические методы (анализ продуктов деятельности, экспериментальные методы, наблюдение и самонаблюдение, психодиагностические методы, биографические методы). Методы коррекции (групповой тренинг, аутотренинг, способы психотерапевтического воздействия).

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ.

ТЕМА 3. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ.

Ощущение. Понятие о процессах ощущения. Физиологические основы ощущений. Классификация ощущений. Основные свойства ощущений. Чувствительность и пороги ощущений. Явление адаптации

Восприятие. Процесс распознавания образов. Роль моторных компонентов в восприятии. Свойства восприятия. Классификация восприятий. Сложные формы восприятия (восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения).

ТЕМА 4. ВНИМАНИЕ.

Понятие о внимании. Виды внимания (непроизвольное, произвольное и послепроизвольное, сосредоточенное и распределенное внимание). Основные свойства внимания. Отвлекаемость внимания. Рассеянность.

ТЕМА 5. ПАМЯТЬ

Структура памяти (сенсорная, кратковременная, долговременная память). Виды памяти (двигательная память, эмоциональная память, образная память, словесно-логическая память, произвольная и непроизвольная память, зрительная, слуховая, двигательная и смешанная типы памяти). Теории памяти (ассоциативные теории памяти, нейронные теории памяти, биохимические теории памяти). Локализация функций памяти в мозге. Характеристика основных процессов памяти (запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, припоминание, забывание). Индивидуальные различия памяти.

ТЕМА 6. МЫШЛЕНИЕ

Понятие о мышлении. Понятия и суждения как основные элементы процесса мышления. Основные этапы процесса мышления. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение). Виды мышления (дискурсивное и интуитивное, продуктивное и репродуктивное, теоретическое и практическое, предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое виды мышления). Индивидуальные особенности мышления. Структура и оценка интеллекта. Расстройство мышления.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

ТЕМА 7. ЭМОЦИИ И МОТИВАЦИИ.

Понятие об эмоциях. Функции эмоций. Физиологическая основа эмоций. Виды эмоциональных состояний (чув­ственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства). Эмоции и личность.

Понятие о мотивации. Детерминанты поведения. Свойства мотивационной сферы. Психологические теории мотивации. Мотивация и деятельность. Мотивация и личность.

ТЕМА 8. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР.

Понятие о темпераменте. История учений о темпераментах. Учение И. П. Павлова о темпераменте. Свойства темперамента. Виды темперамента и их психологическая характеристика. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальный подход к учащимся.

Связь характера с другими психическими свойствами. Типология характеров. Формирование характера в процессе воспитания и деятельности

ТЕМА 9. ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

История исследований личности. Структура личности. Теории личности. Формирование и развитие личности. Направленность личности. Проблема устойчивости личности

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП.

ТЕМА 10. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МАЛЫЕ ГРУППЫ.

Виды общения. Индивидуальное пространство. Социально-психологическое понимание группы. Феноменология малых групп. Основные черты групп. Функции малой группы. Размер малой группы. Формальные и неформальные группы.

ТЕМА 11. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В МАЛОЙ ГРУППЕ

Социальная структура личности. Факторы формирования межличностной привлекательности. Проблема лидерства. Основные характеристики индивида в группе.

Раздел II. ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

СЕМИНАР 1.

Вопросы для устных выступлений:

1. Предметпсихологической науки.

2. Структура современной психологической науки, отрасли психологии.

3. Принципы психологии (принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития).

4. Классификацияметодовпсихологического исследования.

5. Организационные методы в психологии (поперечные срезовые исследования, продольные лонгитюдные исследования, сравнительный метод).

6. Эмпирические методы в психологии (наблюдение, экспериментальный метод).

7. Эмпирические методы в психологии (психодиагностические методы, изучение продуктов деятельности, биографический метод).

8. Методы психологической коррекции (аутотренинг, групповой тренинг).

СЕМИНАР 2.

Вопросы для устных выступлений:

9. Ощущение. Рефлекторная природа ощущений.

10. Классификация ощущений (интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные ощущения).

11. Общие свойства ощущений (качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация).

12. Пороги ощущений. Чувствительность.

13. Явление адаптации.

14. Восприятие. Различие ощущения и восприятия. Процесс распознания образов.

15. Физиологические основы восприятия. Роль моторных компонентов в восприятии.

16. Свойства восприятия (предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция).

17. Классификация восприятий. Сложные формы восприятия (восприятие пространства).

18. Сложные формы восприятия (восприятие времени, восприятие движения).

СЕМИНАР 3.

Вопросы для устных выступлений:

19. Внимание. Виды внимания (непроизвольное внимание).

20. Виды внимания (произвольное внимание, послепроизвольное внимание).

21. Основные свойства внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем).

22. Физиологическая основа внимания (стадии бодрствования, ориентировочный рефлекс, центральные механизмы внимания).

23. Отвлекаемость внимания. Рассеянность.

24. Память. Структура памяти (сенсорная память, кратковременная память, долговременная память).

СЕМИНАР 4.

Вопросы для устных выступлений:

25. Виды памяти (двигательная память, эмоциональная память, образная память, словесно-логическая память, механическая память).

26. Виды памяти (непроизвольная память, произвольная память).

27. Виды памяти (аудиальная, визуальная, кинестетическая память)

28. Теории памяти (психологические теории памяти, нейронные теории памяти).

29. Теории памяти (биохимические теории памяти, локализация функций памяти в мозге).

30. Характеристика процессов памяти (запоминание, хранение, воспроизведение).

31. Забывание. Расстройства памяти.

32. Индивидуальные различия памяти.

СЕМИНАР 5.

Вопросы для устных выступлений:

33. Эмоции. Понятие об эмоциях.

34. Основные функции эмоций (коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная).

35. Физиологическая основа эмоций.

36. Классификация и виды эмоций.

37. Эмоции и личность, индивидуальное своеобразие эмоций.

38. Мотивации. Виды личностных мотивов.

39. Свойства мотивационной сферы человека.

40. Мотивация и деятельность (мотивация достижения успехов и неудач).

СЕМИНАР 6.

Вопросы для устных выступлений:

41. Темперамент. Понятие о темпераменте. История развития представлений о темпераменте.

42. Учение И.П.Павлова о темпераменте. Темперамент и основные свойства нервной системы.

43. Свойства темперамента.

44. Темперамент и личность. Типы темпераментов.

45. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальный подход к учащимся.

46. Характер. Понятие о характере. Характер и личность.

47. Сферы проявления характера.

48. Типология характеров (системы Кречмера, Шелдона, Леонгарда).

49. Формирование характера.

СЕМИНАР 7.

Вопросы для устных выступлений:

50. Понятия индивид, личность, индивидуальность.

51. Структура личности.

52. Теории личности (описательные подходы, бихевиористский подход, психоаналитический подход).

53. Формирование и развитие личности (теория Э.Эриксона).

54. Устойчивость личности.

СЕМИНАР 8.

Вопросы для устных выступлений:

55. Мышление.Понятия и суждения как основные элементы процесса мышления.

56. Основные этапы процесса мышления.

57. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение).

58. Виды мышления (дискурсивное, интуитивное, творческое, воспроизводящее, критическое, теоретическое, практическое, предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).

59. Индивидуальные особенности мышления.

60. Структура и оценка интеллекта. Расстройства мышления.

Наши рекомендации