Психологические особенности одаренных детей, их учет в воспитании и обучении

План:1.Понятие об одаренности2.Особенности одаренных детей (в сфере познания, особенности психосоциального развития)3.Учет особенностей одаренных детей в учебно-воспитательном процессе4.Диагностика одаренности (упражнения)

Уровни развития спобностей: способности, одарённость, талант, гениальность.-1.Способности понимаются как совокупность всевозможных психических процессов и состояний (то есть сводятся к особенностям памяти, внимания…)-2. Это высший уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков.-3.Способности это то, что не сводится к ЗУНам, но обеспечивает успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

В основе способностей лежат задатки. Задатки это врожденные генетически-детерминированные особенности ЦНС или отдельных анализаторов (строение глаза, уха и т.д.) Наличие задатков не означает, что у человека будет развиваться способность т.к. способности развиваются только в специальной деятельности. Задатки многозначны т.е. на базе оного и того же задатка могут развиваться разные способности.

Виды способностей:

способности делятся на:-актуальные и потенциальные; -общие(в разных видах деятельности: способность быстро запоминать, критически мыслить) и специальные(в одном виде дет-ти: математич, лингвистич); - теоретические(склонность к абстрактно-теоретическим размышлениям) и практические(склонность к конкретно-практическим действиям); - учебные и творческие(создание новых предметов, материальная и духовная культура).Одаренность –это выдающиеся способности человека к разным видам деятельности .

Особенности развития в сфере познания:а) с раннего детства способны заниматься несколькими делами сразу;б) отличаются сверхлюбопытством;в) способны прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы;г) не терпит никаких ограничений;д) отличается хорошо развитой памятью и мышлением;е) по данным специалистов, IQ одаренного ребенка не менее 120;ж) легко справляется с познавательной неопределенностью;з) отличается повышенной концентрацией внимания на чем-либо;

Особенности психосоциального развития:а) имеет развитое чувство справедливости;б) в возрасте от 2-5 лет не могут развести реальность и фантазию, имеют яркое воображение;в) из-за развитого воображения у них часто появляются преувеличенные страхи;г) берутся решать проблемы, которые им не по силам;д) зарубежные психологи отмечают наличие у одаренных детей экстрасенсорных способностейе) в дошкольном возрасте являются возрастными эгоцентристами, т.е. они считают, что все остальные люди дают толкование событиям точно также как они;ж) эгоцентризм в сочетании с другими способностями приводит к возникновению проблем со сверстниками;з) страдают от чувства неприятия со стороны сверстников из-за этого негативно воспринимают себя;

Учет особенностей одаренных детей в учебно-воспитательном процессе

Советы учителю

Если перебивает, поправляет, демонстрирует собственные знания, надсмехается, то рекомендуется: 1.Учить культуре диалога (внеклассные часы + тренинги);2.Обращаться к развитому чувству справедливости;3.Учить терпению (тренинги толерантности – терпимости);4.Раскрывать психологический смысл привычки перебивать (перебивать, значит демонстрировать силу, унижать собеседника, воспринимается как угроза или вызов). В случае высмеивания других: 1.объяснять другим, что за этим кроется чувствительность некоторых людей, а также развитие речевых навыков;

2.это может свидетельствовать о наличие источников боли, страдания, поговорить об источниках боли, разъяснять болезненность другого, объяснить, что сарказм – злость интеллекта;

3.порекомендовать завести дневник и записывать остроумные мысли.

При привычке поправлять:1.объяснять, что не всякий боится быть неправым;2.некоторые люди испытывают неловкость;3.большая добродетель заключается в том, чтобы не заметить ошибки других.

При демонстрации своего всезнайства учить искусству общения (тренинги общения, тренинги толерантности). При возникновении неблагоприятного собственного образа рекомендуется: *работа с личностью ученика (через тренинги личностного роста);*создание системы поддержки ученика;

Родителям рекомендуется: не выделять особо одаренного из других детей;

также полезны все те советы, что адресованы учителю

В работе с одаренными детьми предлагается ряд программ: программы, рассчитанные на углубленное изучение материала;

программы повышенного уровня трудности;

программы исследовательского плана;

Упражнения: «найди позитив», «Турнир эмоций и состояний».

!!!!Концепция программы одаренные дети была разработана под руководством Богоявленской и Шадрикова. В наших школах принято 2 развивающих программы (Давыдова и Занкова).

Диагностика: тесты на интеллект («Школьный тест умственного развития», «Прогрессивные матрицы» Равенна, Тест Векслера, кубика Коса, Куб Линка, тест Айзенка ), тесты на креативность ( Методика «Круги», «Классификация», «Придумай новое применение вещам», «Дорисуй»), тесты Елены Туник

Наши рекомендации