Индивидуальные особенности и их учет в образовании и воспитании личности
В любом человеке есть общее, то, что свойственно всем людям, и особенное, что присуще только конкретному человеку. Особенное, ярко выраженное в человеке — это его индивидуальность. Каждый человек — неповторим и уникален, как говорил Н. Бердяев, «...единожды приходящий в этот мир и никогда не повторяющийся». Каждый человек проходит свой путь развития, приобретая в нем те или иные типологические особенности высшей нервной деятельности.
Индивидуальность человека выражается в его индивидуальных особенностях:
Индивидуальные особенности в значительной степени обуславливают формирование всех качеств личности. Поэтому неучет их в воспитательном и образовательном процессе лишает его эффективности, адекватности, продуктивности и результативности.
Следствия (по В.И. Слуцкому):
• чтобы сделать человека таким-то, нужно обращаться с ним так, как будто он уже такой;
• надо уметь выбирать и играть жизненные роли;
• мудрость в общении заключается в том, чтобы относиться к людям так, как будто они хорошие и добрые;
• умение смягчать контрасты;
• для того чтобы добиться выполнения ваших просьб и требований, нужно иметь вид и тон полной уверенности, что не может и быть такого, чтобы требование не было выполнено, что оно несомненно, обязательно будет выполнено;
• для того чтобы побудить человека чем-то заниматься, нужно обращаться с ним так, как будто он действительно хочет этим заниматься;
• для того чтобы человек слабый стал сильнее, ему нужно как можно больше общаться с еще более слабыми, чем он сам, т.е. с теми, по отношению к которым он будет играть роль сильного;
• к больному нужно относиться так, как будто он здоров, тем самым вы поможете ему выздороветь.
Главный терапевтический принцип
Развитие человека происходит не тогда, когда он пытается быть похожим на других, а когда он становится самим собой (Вспомним основной принцип вальдорфской педагогики: «Помоги мне самому сделать это»).
Единство ориентиров бытия индивида
• единство человечества;
• свобода выбора;
• потребность как идеальная основа процесса жизнедеятельности.
Векторы поведения
• осознание другого как коренного и необходимого условия существования каждого;
• категорический нравственный императив;
• непрерывное совершенствование и самосовершенствование.
'Традиционная ЗУНовская парадигма в новой образователь
ной системе должна быть сменена на парадигму
П— П— Д: потребность — переживание — действие
— формирование устойчивых потребностей как единственного и универсального стимула человеческой жизнедеятельности;
— актуализируемых как переживания индивида (интеллектуальные, эмоциональные, волевые, духовные);
— непосредственно влияющие на все действия,то есть уни
версальная формула любого педагогического процесса, как замеча
ет В.А. Разумный, в любой конкретной ситуации и на любом уров
не цивилизованности является П — П — Д — то есть путь от
регулируемых целенаправленно действийк изменению всей сово
купности переживаний,а в итоге — устойчивых потребностей.
Необходимо научение образованию, как овладение рефлексией: способность сосредотачиваться на самом себе, способность не просто познавать, а познавать самого себя, способность не просто знать, а знать, что ты знаешь.
Необходимо делать то, что объективно нужно для счастья и духовного здоровья ребенка: не то, что хочет педагог, не то, что хочет воспитанник; кнут и пряник — несовершенные средства воспитания.
Главное орудие — человеческие отношения и условия жизни: они не находятся в руках педагога, не им выдуманы, а существуют объективно.