Вопрос 10. Закономерности и принципы обучения

Закономерности – это объективные, характерные, существенные, устойчивые связи между процессом обучения и другими более широкими социальными процессами, а также внутренние связи между отдельными компонентами(цель, содержание, метод, средство).

Принцип – исходное положение, которое лежит в основе обучения и определяет все его стороны (методы содержания, средства).

Пути реализации: 1) отбирать самое главное для обучения, это значит, ученики должны знать, что надо выучить, что необходимо запомнить, что является иллюстрационным материалом. (пример: правило в красной рамке); 2) устанавливать связь между данным материалом и другими материалами; 3) предполагать творческие исследования, задания, которые требуют увидеть проблему.

1) принцип воспитательного характера обучения: обучение готовит детей к жизни в данном обществе, поэтому обучение является одним из факторов воспитания.

2) принцип систематичности: находится в определенной системе. Для того, чтобы в этом мире существовать и правильно его воспринимать, знания человека должны быть в определенной системе.

3) принцип доступности: содержание обучения устанавливается только тогда, когда оно связано с жизненным опытом, с возможностями ученика.

4) принцип наглядности: чувства, образы являются одной из частей знаний, поэтому на них необходимо опираться в обучении. (то, что видим).

5) принцип научности: для того, чтобы участвовать в процессе производства, основанном на достижении науки, ученики должны получать научные знания. Детям должны предлагаться точно определенные в науке положения и методы обучения должны приближаться к методам научного познания. (все на научной основе).

6) принцип активности и осознания: для того, чтобы материал был усвоен, необходимо, чтобы он был осознан учеником.

7) принцип прочности обучения: только тогда способствует развитию ребенка, когда знания прочные.

8) принцип индивидуальности: процесс обучения каждого ученика своеобразный, т.к. зависит от интеллекта, темперамента и способностей, это необходимо учитывать при обучении.




Вопрос 11. Методы, приемы и средства обучения. Классификация методов обучения.

Метод – это форма практического и теоретического усвоения материала. Метод обучения – это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигаются усвоение знаний, умений и навыков, формируется мировоззрение, развиваются способности.

Классификация методов: 1) по источнику полученных знаний (словесные, наглядные, практические); 2) по форме деятельности учителя и ученика выделяют методы преподавания и обучения; 3) по характеру познавательной деятельности (репродуктивный рассказ, объяснительно-иллюстрационный – демонстрация, исследовательский, самостоятельные работы); 4) по форме умственных заключений (методы индукции (от конкретного к общему), дедукции (от общего к частному)).

Первыми возникли словесные методы благодаря деятельности Каменского, получили свое развитие методы Песталоцци, Ушинского. Это наиболее распространенные методы. Источник знаний: слово, обеспечивает высокую культуру слушания и мышления. К словесным методам относятся методы: рассказ, беседа, школьная лекция, инструктаж и т.д.

В основе лежит техника речи учителя: следить во время речи за своим дыханием, хорошая дикция, интонация, умение правильно расставлять логические ударения, пользоваться логическими и психологическими паузами.

Рассказ – устное, непрерывное изложение материала. Нужно знать минимальное, чтобы этот метод сработал. Речь не идет о том интересный это или нет рассказ, а о том сколько он длится (10 или 15 мин). Беседа – форма овладения материалом, при котором ученики отвечают на поставленные вопросы. Бывает: вводные беседы, заключительные, закрепляющие, учетные, инструктивно-методическая (перед самост. работами). Требования: 1) вопросы должны быть точными; 2) нельзя включать труднодоступные термины; 3) избегать однообразия и монотонности; 4) ответы должны быть точными; 5) ученик должен хорошо понимать то, о чем говорит. Эффективен, когда у учеников достаточно знаний и времени. Объяснение – это форма овладения теоретическим материалом. Главное явл. логическое рассуждение и доказательство. Лекция – в школе и в ВУЗе считается самым сложным видом. Дает возможность перейти на изложение сложного материала. Для школы 30-40 мин. для спаренных уроков. Бываю вводные лекции, текущие, итоговые. Главное: учитель должен научить писать и слушать лекции.

Наглядные методы: источник получения знаний: наглядные образы. Наблюдение. Активная форма чувствительного восприятия (чувства, образы), то, что видим. Демонстрация – ясность и точность восприятия.

Практические методы: С/р формирует умение учиться. Работа с учебником и книгой – формирует у учеников умение пользоваться учебником. Упражнения (устные, письменные). Метод упражнений – усвоение знаний, формирование умений и навыков, путь многократного повторения. Лабораторные и практические занятия.

Применение технических средств обучения.

Наши рекомендации