Требования к структуре и оформлению контрольной работы
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)
Екатеринбург
РГППУ
Задания и методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Философия и история образования». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 16 с.
Авторы: | д-р филос. наук, проф. | Л.М. Андрюхина |
канд. филос. наук, доц. | А. С. Горинский | |
Одобрены на заседании кафедры профессиональной педагогики. Протокол от _____________ №______.
Заведующая кафедрой профессиональной педагогики | Н. Е. Эрганова |
Рекомендованы к печати методической комиссией Института психологии РГППУ. Протокол от _______________ №______.
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ | С. В. Пеннер | |
Директор ИПс | И. И. Хасанова |
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012
© Андрюхина Л.М., Горинский А.С., 2012 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью контрольной работы по дисциплине «История педагогики и филоофия образования» являются формирование профессиональной компетенции будущего бакалавра в вопросах исторического становления и развития педагогической теории; развитие у студентов культуросообразного, гуманистически ориентированного мировоззрения, приобщение через осознание диахронной и синхронной поливариантности эволюции социокультурного опыта к специфике образовательно-педагогического дискурса.
Воспитательными целями контрольной работы по указанной дисциплине являются формирование потребности в самообразовании в области истории педагогики и образования, а также культивирование потребности в самостоятельном суждении.
Данная контрольная работа должна способствовать формированию у студентов умений:
· выявлять причинно-следственные связи между историческими и образовательными явлениями;
· раскрывать связь целей, содержания, организации воспитания с уровнем и особенностями развития общества в целом, его культуры и науки в каждую историческую эпоху;
· ориентироваться в культурно-историческом разнообразии образовательных ценностей;
· использовать элементы историко-педагогического опыта в своей образовательной деятельности;
· понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики.
По окончании изучения курса студент должен владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
· готовность участвовать в индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности;
· умениями высказывать собственную позицию по отношению к историко-педагогическим и образовательным проблемам;
· стремление к осуществлению рефлексивной деятельности;
· умениями возможной корректировки цели и хода своего профессионально-педагогического образования.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Требования к структуре и оформлению контрольной работы
Структура контрольной работы
Контрольная работа по дисциплине «История педагогики и философия образования» содержит 10 вариантов контрольных работ. Каждый вариант состоит из трех заданий.
Первое задание направлено на ознакомление с трудами выдающихся представителей педагогической мысли.
Второе задание – это реферативная работа, выполненная на основе анализа трудов отечественных и зарубежных педагогов, предполагающая творческое воплощение научной педагогической мысли в современную педагогическую практику.
Третье задание направлено на возможность использования своего жизненного, познавательного и педагогического опыта и предполагает необходимость самостоятельного суждения.
Порядок выбора варианта контрольной работы и сроки ее выполнения
Номер варианта выбирается по последней цифре номера зачетной книжки. Сроки выполнения зависят от времени проведения экзаменационной сессии. Контрольная работа должна быть сдана в деканат не позднее, чем за 10 дней до зачета. В случае отсутствия работы студенты не допускаются до зачета по дисциплине «История педагогики и образования».
Требования к оформлению работы
Работа выполняется на листах формата А4 в рукописном виде аккуратным, разборчивым почерком или в печатном варианте. На титульном листе необходимо обозначить номер варианта. При выполнении работы следует указывать содержание задания. Образец титульного листа прилагается (прил.).
Реферат(от лат. reffere – докладывать, сообщать) – краткое изложение в письменном виде, а затем в форме публичного выступления результатов самостоятельного изучения какой-либо (в данном случае – историко-педагогической) проблемы. Он включает в себя – в зависимости от выбранной темы, целей и задач исследования – обзор педагогических первоисточников, историко-педагогической и научно-теоретической литературы, в том числе и специальной периодической.
Цельреферата – передать основную, существенную, новую информацию, содержащуюся в изученных источниках или источнике.
Работа над рефератом состоит из нескольких этапов:
I этап – изучение литературы;
II – этап – создание и оформление текста реферата;
III этап – на основе письменного реферата составляется текст 5-10-минутного доклада, выносимого на защиту во время зачета. В докладе должны быть освещены цели и задачи реферативного исследования, а также общие выводы (результат).
Реферат должен иметь следующую структуру:
I. Текст реферата предваряет библиографическое описание реферируемого источника (источников).
II. Далее следует непосредственно текст реферата. Реферат дает ответ на вопрос, что именно, что нового, существенного содержится в первоисточнике. Он излагает (передает) основное содержание первоисточника, новую проблемную информацию, содержащуюся в нем.
В примечании необходимо высказать свое отношение к изложенному (выводы, оценки, предположения).
Рефераты могут быть монографические, составленные по одному первоисточнику, и обзорные, составленные по нескольким работам на одну тему.
Объем реферата определяется содержанием первоисточников и может колебаться от 3 до 15 листов формата А4.
Композиционно (строение, соотношение и взаимное расположение частей работы) текст реферата также может быть различным. Традиционно он состоит из 3-х частей:
– вступления (как правило, приводятся краткие сведения об авторе, дается общая характеристика источника, определяются цель и задачи исследования);
– основной части (приводятся все существенные положения, новые сведения, содержащиеся в первоисточнике);
– заключения (приводятся выводы автора, обобщения и т.п.).
Вступление и заключение не являются обязательными частями текста реферата.
Студенту необходимо знать и строго соблюдать основные требования к оформлению работы. Она должна быть написана логично, последовательно, четко, грамотно; с соблюдением абзацев. Страницы должны быть пронумерованы, и на каждой следует оставлять поля для замечаний рецензента.
При цитировании текста первоисточника или научно-теоретической работы, статьи необходимо цитату заключить в кавычки и сделать ссылку на источник. Если цитирование текста повторяется неоднократно, то при первой ссылке следует сделать оговорку, а затем рядом с цитатой в скобках проставлять только страницы источника. В ссылке указываются фамилия, инициалы автора, название работы, место и год издания, страница.
Цитирование без ссылок на источник недопустимо. Реферат может содержать таблицы, схемы и пр.
Работа над контрольной работой завершается ее защитой во время зачета.
Защита предусматривает выступление студента с кратким объяснительным словом к своей работе, в котором должно быть продемонстрировано умение кратко изложить суть своей работы, определить ее место в современном педагогическом процессе и ее профессиональное значение.
Отвечая на вопросы преподавателя, студент должен обнаружить глубину знаний по избранной проблематике, умение защищать и обосновывать свою точку зрения, продемонстрировать общую культуру будущего специалиста.
Контрольная работа обязательно должна сопровождаться правильно оформленным библиографическим описанием литературного источника с указанием выходных данных.
Основные критерии оценки контрольных работ
1. Научно-теоретический уровень содержания, теоретическая обоснованность темы.
2. Умение самостоятельно работать с источниками, выделять и анализировать убеждения выдающихся отечественных и зарубежных педагогов.
3. Грамотное и последовательное изложение материала. Самостоятельность и творческий подход.
4. Самостоятельный и творческий подход к анализу практики обучения и воспитания в историческом аспекте.
5. Правильность оформления библиографии и работы в целом, своевременность ее сдачи.