Основы продуктивной профессионализации
Изначально зададим общую позицию для всего последующего рассуждения. Для понимания инновационности именно акмеологической культуры следует уточнить: термин «инновация» происходит от латинского слова «novo» (изменять, обновлять, изобретать) и означает введение нового. Он одновременно охватывает характеристику акмеологической культуры как предмета инновации, а также процесс овладения ею и тот главный объект, на который направлен этот процесс, то есть специалиста. В силу этого и вводится категория акмеологии инновационно-акмеологическая культура. Все дальнейшие рассуждения направлены на раскрытие ее параметров и определение возможностей по их овладению и совершенствованию.
Достижение человеком своего оптимума в зрелом возрасте возможно при благоприятном влиянии всего комплекса реальных условий и факторов. Академик А. А. Бодалев, анализируя данную проблему, отмечает, что взаимозависимости человека существуют социально-экономическими условиями общества, и с конкретным временем, в котором он живет, и с социальной принадлежностью, и с конкретной ситуацией, которая существует в данный момент, и с собственной реальностью. Если человек в этом несплетении выступает субъектом своей жизни, труда (деятельности, отношений и собственного развития), то его задачей становится приведение в соответствие своих возможностей и ограничений с реальными условиями этой жизнедеятельности. Иначе говоря, ему требуется соответствующая культура своего бытия.
Один из эффективных вариантов инновационного обучения будущих профессионалов можно считать рефлексивно-гуманистическое обучение. Занятия методом рефлексивной практики Действенны в работе со всеми категориями. Принципы проведения рефлепрактических занятий следующие: истина не может быть преподана, она может быть только пережита; снятие статусных барьеров и субординации; обучение в целом, и каждый элемент в отдельности, исходят из интересов обучаемых; максимальный учет и развитие интереса у каждого слушателя. В качестве апробированных форм занятий можно использовать рефлексивные позиционные дискуссии, рефлексивный полилог, аукцион разрабатываемых решений и другие.
Использование данного подхода в акмеологической практике позволяет вовлечь любую из духовно-нравственных или иных ценностей в рефлепрактику с целью создания рефлексивной среды сотворчества с ней каждого участвующего. При этом генерирование и выбор культурного аналога участниками занятия активизирует их рефлексивные и творческие способности, развивает сотворческие отношения. В дальнейшем создаются смысловые и ценностные координаты рефлексивно-инновационной среды. Они развиваются и находят сопряжение с конкретными служебными и личностными целями и смыслами. Кроме того, каждым участником создаются и реализуются благоприятные возможности для овладения рефлепрактическим инструментарием. Использование рефлепрактики в совокупности с другими технологиями обеспечивает не только духовно-нравственное совершенствование, но и развивает все компоненты инновационно-акмеологической культуры специалиста.
Таким образом, инновационно-акмеологическая культура не может быть продуктивно материализована без работы специалиста над собой. В передовой практике имеется достаточный опыт в самореализации творческого потенциала субъекта деятельности. Он успешно может быть трансформирован и адаптирован в иных условиях.
Итак, акмеология отмечает, что в культуре вообще и акмеологической культуре в частности человек является наиболее ценным достоянием, поскольку он, творя культуру, творит самого себя как субъекта жизненной стратегии и труда. При этом учитывается, что культура не самостоятельная социальная сфера, а сквозная характеристика всего уклада профессиональной деятельности, как части социальной системы, и в любом его измерении существует специфический культурный аспект; сущность культуры проявляется прежде всего в деятельности, в совокупном труде, а лишь затем в совокупности достижений и ценностей; основное предназначение акмеологической культуры — человекотворчество, где человек предстает как абсолютный объективный и субъективный предмет этой культуры.
Инновационно-акмеологическая культура специалиста, с одной стороны, представляет собой целостную характеристику его акмеологической сформированности. Она включает в себя потенциальную и деятельностно-поведенческую составляющие. Их характер определяется овладением знаниями, продуктивным опытом и результатами творческого поиска, проявляется и совершенствуется в процессе труда. С другой стороны, инновационность акмеологической культуры специалиста отражает процесс овладения самим богатством и новыми возможностями данной культуры.
Каковы социальные и профессиональные функции учителя.